logo

Михайло васильевич ломоносов (1711 -1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель

Работы: Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древ­няя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др.

Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных на­чинаний в стране, организатором науки и просвещения. С его именем связано открытие Московского университета.

Целью воспитания считал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграни­чение науки и религии.

Считал, что положение народа можно улучшить посредством распростране­ния культуры и просвещения.

Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до уни­верситета.

Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколени­ем основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потреб­ность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье.

Был сторонником принципа природосообразности: воспитатель должен ру­ководствоваться факторами естественного природного развития ребен­ка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». При­родные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей де­тей.

Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом.

Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития.

Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное вос­приятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем...» «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюде­ния есть лучший всех способ к изысканию правды».

Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классическо­го естественно-научного и реального образования. В его методах обуче­ния выделяются элементы политехнического образования.

Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены.

Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.

100

Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие ак­тивности и самостоятельности ученика.

Стремился к распространению «высоких наук» в Российском государстве и при этом на русском языке. Русский язык ценил очень высоко, выдви­нул идею воспитательного значения русского языка.

Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руковод­ство к риторике, первые основания горной науки и др.

Отводил большую роль воспитанию: «...Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются».

Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности и высоко це­нил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выде­лял следующие качества: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выс­тупал против таких пороков, как леность, скупость, малодушие, лукав­ство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.

Разработал педагогические условия организации детского труда: предвари­тельная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов.

Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний, не возражал против теле­сных наказаний (в случае необходимости).

Метод и условие воспитания для Ломоносова — порядок и дисциплина.

Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики.