Основные общенаучные тезисы
Выводы в применении к педагогике
Взгляды на воспитание и обучение
Спец. пед. трудов не оставил, но, являясь основа-~елем рационалистической философии, оказал на педаго-гику большое влияние.
Объявлял разум единственным источником знания: «Недо-статочно иметь хороший ум, нужно его хорошо развить».
Образование, доступное каждому, — не привилегия, а естественное право.
Отрицал средневековую схоластическую науку,
основанную на авторитете церкви и Аристотеля, и даже гуманистические науки, базировавшиеся на авторитете древних.
Провозглашал принцип самодеятельности уч-
ся, которые должны доходить до всего самостоятельным мышлением.
Идеал воспитания — развитие ясного мышления, основанного на доказательстве. Провозгласил доктрину о природном равенстве умов, допуская врожденные различия в качествах интеллекта. Ум развивает образование.
В процессе познания исключительную роль отводил дедукции.
Порядок приобретения знаний должен соответствовать строю мыслительной деятельности: от знакомого к неизвестному, от простого к сложному.
Механическому заучиванию надо противопоставлять свободу мысли и логическое мышление.
65
ON 66
ВОЛЬФГАНГ РАТКЕ (РАТИХИЙ) (1571 -1635), немецкий педагог, сенсуалист
Биографические сведения и основные работы | Общие педагогические идеи | Дидактические принципы |
Родился в городке Вильстер недалеко от Гамбурга, где окончил гимназию. Закончил лютеранский университет в Ростоке, где изучал теологию и философию. Занимался вопросами совершенствования методов обучения иностранным языкам. Разрабатывал общие вопросы организации школьного дела и дидактики. Франкфуртский мемориал, пособие для учителей, которое не было опубликовано, автор методических работ и учебников. | Дидактические идеи носили в целом материалистический характер. Считал, что разум ребенка — чистая доска, на которой можно написать то, что необходимо. Процесс познания, по его мнению, состоит из двух ступеней: восприятия предметов и явлений внешнего мира и умственной переработки этих явлений. В обучении необходимо опираться на индукцию и опыт. Подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условие счастливого существования. Был поборником звукового метода обучения грамоте на родном языке. Стремился к распространению школ для народа. Ратовал за начальное обучение на родном языке. Основа обучения — религия, но выступал против монопольного права церкви открывать школы. Много внимания уделял методической и дидактической подготовке учителей. Учителям должно быть обеспечено хорошее материальное и общественное положение. Государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителей. | Сенсуализм гносеологических воззрений определил разработанные им дидактические принципы: 1)принцип природосооб-разности — обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его; 2) обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи; 3)следует постоянно использовать повторение; 4) обучение должно вестись без принуждения; 5)заучиватьученики должны только то, ими понято; 6) в обучении следует идти от частного к общему. |
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670),чешский педагог- гуманист, общественный деятель, педагог-философ, увидевший в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества.
Истоки формирования мировоззрения
Цель воспитания
Где осуществляется воспитание?
Чему учить детей в школах?
Как учить?
Учение Фрэнсиса Бэкона. Античная философия и литература. Ф.Рабле. Борьба чешского народа за независимость.
Был членом общины «Чешские братья»; ученик, позже учитель «братской» школы, священник, епископ. Много ездил по Европе.
Пансофия — учение о мире и человеческом обществе — легла в основу пед. учения Коменского.
Познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни. В школах: общешкольный план + классно-урочная организация + учеба с 6 лет + запрет пропускать уроки + проверки знаний (поурочные, дневные, недельные и т. д.); экзамены + учебники для каждого класса.
Учить надо всему, но «все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста»:
-
ступень — «материнская школа» — должна развивать внешние чувства;
-
ступень — «школа родного языка» (с 6 до 12 лет) — внутренние чувства (воображение, память, речь и ручную активность);
-
ступень — «латинская школа» (от 12 до 18 лет) с ее склонностью к умствен ному труду: учит понимать причинные связи и развивает способность к суж дениям;
-
ступень — «академия» — воспитывает волю. Три факультета в академии: 1) богословский; 2) юридический; 3) медицинский.
Великая дидактика + Видимый мир в картинах — сперва вещь, потом слово. Новейшая метода языков — сначала родной язык, потом латынь.
Золотое правило дидактики: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами».
«Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
68
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Я.А. КОМЕНСКОГО
Основные | Основные идеи | Нравственное | Умствен- | Значение |
произве- |
| воспитание | ное воспи- |
|
дения |
|
| тание |
|
Открытая | Всеобщее обучение — в школах родного языка дол- | 4 добродетели | Умствен- | 1. Оказал огром- |
дверь язы- | жны учиться все: и знатные и незнатные, богатые и | нравственного | ное воспи- | ное влияние на |
ков всех | бедные, мальчики и девочки во всех городах и селах. | воспитания: | тание— | развитие педаго- |
наук; | Классно-урочная система. | 1) мудрость, | это позна- | гической мысли и |
| Идеи дисциплины, без которой не может быть хо- | 2) умеренность, | ние себя и | школы во всем |
Великая | рошо организованной школы. | 3) мужество, | окружаю- | мире. |
дидактика; | Понятие школьного года, введение четвертей, ка- | 4) справедливость. | щего мира. |
|
Всеобщий | никул, организация учебных занятий, четкое распре- |
| Во всем со- | 2- Написал |
совет об | деление содержания всех видов школьной работы | Мудрость является | образуется | большое количе- |
исправле- | по годам, месяцам и дням обучения, классы с по- | руководительницей | с приро | ство учебников, |
нии | стоянным составом учеников, учебный год со стро- | добродетельной | дой | явившихся |
человечес- | го фиксированным началом и концом. | жизни. Нужно разви- |
Обязатель | образцом для |
ких дел; | Дидактические принципы: | вать: скромность, |
| создания учебни- |
| 1. Правильное воспитание должно сообразовывать- | послушание, благо- | ное изучение | ков во всем мире. |
Мир | ся с природой — природосообразность. | желательность к |
|
|
чувственно | 2. Последовательность преподавания предметов. | другим людям, | • грамма- | 3. Выдвинул много |
восприни- | 3. Наглядность — обучение начинать с вещей, явле- | опрятность, аккурат- | тики, | прогрессивных |
маемых | ний, примеров. | ность, вежливость, |
| дидактических |
вещей в | 4. Систематичность обучения — не делать скачков в | почтительность к | • физики, | идей,принципов и |
картинках; | обучении. 5. Сознательность учения — не предлагать для па- | старикам, трудолюбие. | • МаТеМа- | правил организации учебной |
Материнс- | мяти того, что не понято рассудком. |
| тики , | работы. |
кая школа; | 6. Посильность — учитывать возможности учащихся. | Средства нрав- | • ЭТИКИ, |
|
Законы | 7. Прочность обучения — не спешить, а медленно идти вперед. | ственного воспитания: | • диалекти- | 4.Разработал тео-ретические |
хорошо организо- ванной | Учитель: должность учителя «настолько превосходна, как ни- | 1) пример родителей, учителей,товари- | ки, • риторики. | основы классно-урочной системы |
школы | какая другая под солнцем»; должен «увлекать уче- | щей; |
| и организации |
ШКОЛЫ. | ников благим примером», быть честным, деятель- | 2) наставления, |
| школы. |
| ным, настойчивым, высоконравственным, безгранич- | беседы; |
| 5. Разработал |
| но любить свое дело, быть отцом учащимся, учитывать и будить интерес детей к учению. | 3) упражнения в нравственном поведении. |
| теорию дошкольного воспитания. |
ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА
Основные главы книги
Великая дидактика
Основополагающие моменты, идеи
- Содержание
- Введение
- Программа
- I. Теоретико-методологические основы курса
- II. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире
- III. История школы и педагогики в средние века
- IV. История школы и педагогики в новое и новейшее время
- V. Советская школа и педагогика
- VI. Проблемы педагогики в их историческом развитии
- Темы рефератов
- 3 Ступени школы:
- Конфуций (кун-фу-цзы - Почетный учитель Кун) (551-479 гг. До н.Э.)
- Сократ (ок. 469-399 гг. До н.Э.)
- Сдержанность
- Мужество
- Василий кесарийский (330-379)
- Иоанн златоуст (около 347-407)
- Требования к учителю
- Византия
- Система образования
- Педагогическая мысль в византии
- Западная цивилизация раннее средневековье
- Высокое средневековье
- Педагогические взгляды религиозных деятелей средневековья
- Гуманисты эпохи возрождения об образовании и воспитании
- Педагогика реформации
- Мартин лютер (1483—1546)
- Система образовательных учреждений
- Система воспитания на руси в VI - первой половине XIII в.
- Виды педагогической практики на руси
- Основы православной педагогики
- Православная церковь и ее задачи в деле религиозного воспитания
- Домострой
- Откроем книгу:
- Основные общенаучные тезисы
- Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т. Е. Как учить и учиться Основоположение 1
- Глава XVII. Основы легкости обучения и учения Основоположение 1
- Джон локк (1632—1704), английский философ эпохи Просвещения
- Рост всеобщего благосостояния
- Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII в.
- Литературное творчество руссо
- Эмиль, или о воспитании
- Луи лепетелье (1760-1793), якобинец
- Жан кондорсе (1743-1794), жирондист
- Иммануил кант (1724-1804)
- Иоганн генрих песталоцци (1746-1827)
- Педагогическая деятельность
- Вильгельм гумбольдт (1767-1835), немецкий ученый, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера
- «Наука есть самотворчество разума».
- Иоганн фридрих гербарт (1776-1841)
- Герберт спенсер (1820-1903), английский философ-позитивист
- Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности.
- Михайло васильевич ломоносов (1711 -1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
- Иван иванович бецкой (1704-1795)
- Педагогическая и общественная деятельность и основные работы
- Петр I (родился в 1672 г.)
- Анна иоанновна (родилась в 1693 г.)
- Елизавета (родилась в 1709 г.)
- Петр III (родился в 1728 г.)
- Екатерина II (родилась в 1729 г.)
- Павел I (родился в 1754 г.)
- Александр I (родился в 1777 г.)
- Николай I (родился в 1796 г.)
- Александр II (родился в 1818 г.)
- Николай II (родился в 1868 г.)
- Екатерина II как воспитатель
- Советы екатерины II
- Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения Закрытые сословные учебные заведения
- Сеть народных училищ для непривилегированного населения
- I сословность.
- 1 Год, дети низших
- Высшие техничес-кие учебные заведения
- Илья николаевич ульянов (1831-1886)
- Николай федорович бунаков (1837-1904)
- Лев николаевич толстой (1828-1910)
- Система образования в россии во второй половине XIX в.
- Специальное образование
- Медицинские учебные заведения.
- Техническое образование.
- 5. Педагогическое образование.
- Министерская начальная народная школа
- 3 Года)
- Сеть церковного ведомства пополнялась за счет:
- Константин николаевич вентцель (1857-1947), русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания
- Педагогический процесс |
- Процесс воспитания.
- Гражданское воспитание Трудовая школа Формирование характера
- Течение неофребелизма джон дьюи (1859-1952)
- Мария монтессори (1870-1952)
- Овид декроли (1871-1932)
- Биографические сведения. Основные работы
- Педагогические взгляды н.К. Крупской, ст. Шацкого, п.П. Блонского
- Антон семенович макаренко (1888-1939)
- Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической
- I ступени
- II ступени
- Система народного образования в ссср на основе Постановления снк ссср и цк вкп(б) от 16 мая 1934 года с последующими изменениями
- Советская школа
- Высшая школа (4—5 лет)
- Вместо заключения