logo

Сеть церковного ведомства попол­нялась за счет:

вольных крестьянс­ких школ

домашних школ

грамотности (одногодичные)

одноклассные

двухклассные

Отличались друг от друга:

Общая черта — отсут­ствие обучения на род­ном языке.

134

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ (ДО 1917 Г.)

1086 г. — дочь князя Всеволода Александровича Анна открыла при Киевском Андреевском монастыре училище для девиц и сама учила их чтению, пению, письму и разным рукоделиям.

В начале XIII в. дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича Ефросиньей в Суздале основано женское училище. Княжна сама учила монахинь грамоте, письму, церковному пению.

При Петре I в дворянские семьи стали приглашать учителей для обуче­ния девочек иностранным языкам, танцам, музыке; гувернанток и бонн нанимали для обучения светским манерам, рукоделию и умению быть украшением любой ассамблеи.

В указе Петра I от 1824 г. монахиням предписывалось воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек сверх того прядению, шитью и др. мастерствам.

С XVIII в. для девочек из привилегированных семей создавались част­ные пансионаты. Содержались в основном иностранцами, нередко неве­жественными. Учили языкам, счету, письму, рисованию и «приличным к воспитанию женского пола вещам».

В 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц по инициа­тиве И. И. Бецкого. Это государственное среднее учебно-воспитательное учреждение для женщин закрытого типа. Принимались девочки дворянс­кого происхождения с 6 лет на 12-летний срок обучения.

4 группы: 6—9 лет, 10—13 лет, 13—16 лет, 16—19 лет.

  1. Закон Божий, русский язык, арифметика, иностранный язык, рисо­ вание, рукоделие, шитье, вышивание, музыка, танцы.

  2. География, история, некоторые сведения о ведении домашнего хо­ зяйства.

  3. Архитектура, геральдика, опытная физика, исторические и нравоу­ чительные книги.

  4. Повторяли изученные правила светской учтивости и обхождения. Ежедневно по очереди обучали девочек из 1-й группы. С 13 лет принима­ ли участие в придворных празднествах, концертах, спектаклях, должны были уметь украшать собой общество. Главные качества наставника де­ виц: умеренность, кротость, благоразумие.

Указом 1765 г. при Смольном институте открывается отделение для девушек из мещанок, а во всех губерниях — аналогичные Смольному училища. Готовили гувернанток, экономок, мастериц.

С 1796 г. на мещанское отделение стали принимать только девочек из семей менее знатных дворян.

Указ 1775 г. обязал приказы общественного призрения создавать в го­родах и селениях «народные элементарные школы» и разрешил допус­кать к занятиям в них девочек.

135

В 1823 г. харьковский помещик Н.С. Стремоуков открывает школу для образования дочерей своих крепостных. Просуществовала эта школа 20 лет. Учили Закон Божий, арифметику, церковное пение, женское рукоделие.

В Смольный стали принимать девочек с 8—10 лет, а обучали здесь 9 лет. Делили учениц на три возрастные группы с внутренними классами для хорошо и средне успевающих. Отличницы получали дополнительные предметы следующего класса. Разрешались телесные наказания. Мораль­ные наказания: черное (старое) платье, лишение еды — «черный стол».

1812 г. Открывается Харьковский институт благородных девиц, дево­чек-дворянок и дочерей купцов всех гильдий. На родном языке препода­вались: Закон Божий, грамматика русского языка, арифметика, основы географии, истории, физика, риторика, рисование, рукоделие, домовод­ство. Иностранные языки — по желанию.

Для дочерей духовных лиц — епархиальные училища: Закон Божий, русский язык, математика, география всеобщая и русская, физика, педа­гогика, церковное пение, чистописание, рисование.

1842—1851 гг. В Санкт-Петербурге открывается женский класс рисо­вальной школы.

1864 г. Появляются женские гимназии с 7-летним сроком обучения.

С 1869 г. открываются и работают многочисленные разнообразные жен­ские курсы. Самый высокий уровень женского образования отмечался на Бестужевских курсах (1870). В это время девочки и женщины стали допус­каться в отдельные типы школ и училищ среднего и низшего звена.

При Николае I все женские учебные заведения были разделены на четыре разряда

I разряд — Воспитательное общество благородных девиц, Петербургс­ кое и Московское училища. Патриотический институт и все институты благородных девиц в губерниях.

II разряд — первое отделение Павловского института. Александровское училище в Петербурге, мещанское отделение Смольного института в Москве при Екатерининском институте, московский и сибирский дома трудолюбия, Астраханский институт и Девичий институт в Восточной Сибири.

  1. разряд — Александровский сиротский дом, второе (солдатское) от­ деление Павловского института, два училища детей солдатских полков, лейб- гвардии, Одесское городское училище, Киевское училище для бедных де­ виц, Николаевское и Севастопольское училища для дочерей низших чинов, иркутский сиротский дом, школа патриотического и человеколюбивого об­ щества, петербургский, московский и кронштадский сиротские дома.

  2. разряд — специальные заведения: сиротские институты воспита­ тельных домов в Петербурге и Москве, Александровский сиротский ин­ ститут и повивальные училища в Петербурге и в Москве.

136

ПЕТР ФЕДОРОВИЧ КАПТЕРЕВ (1849-1922), педагог, историк педагогики, психолог

Биографические сведения. Основные труды

Дошкольное и семейное воспитание в педагогике П.Ф. Каптерева

Закончил духовное училище, духовную семинарию и академию.

Преподавал психологию, дидактику, пе­дагогику и логику в Петербургской духов­ной семинарии, духовной академии, чи­тал лекции на Фребелевских курсах, слу­жил в Мариинском ведомстве, занимав­шемся женским образованием. Препода­вал в частных женских гимназиях.

Принимал активное участие в деятель­ности Родительского кружка — просве­тительского учреждения в области вос­питания и обучения.

В советское время вел преподавательс­кую деятельность в школах и пед. инсти­тутах, организовал педтехникум в Воро­неже.

Работы:

Педагогический процесс; Дидактичес­кие очерки; История русской педагогии; Педагогическая психология для народ­ных учителей, воспитателей и воспита­тельниц; Обучение детей дошкольного возраста; Этюды по психологии наро­дов; Законы ассоциации психических явлений и их применение в деле обуче­ния и воспитания. Всего более 40 моно­графий и 500 статей.

Придавал большое значение семейному воспитанию, издавал Энциклопедию се­мейного воспитания.

Воспитание ребенка должно начинаться с момента его рождения.

Систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка — важ­нейшая задача первоначального воспи­тания.

Рекомендовал использовать «дары Фре-беля»: цветные мячи, шар, цилиндр, раз­личные треугольники и палочки.

Сумел правильно оценить пед. и обще­ственное значение детских садов и ра­товал за их распространение.

В развитии ребенка большое место отво­дил играм, особенно совместным.

Товарищество — важнейшее условие дет­ских игр.

Детский сад не снимает с родителей от­ветственности за воспитание детей.

Необходима «живая» связь семьи с обще­ственными организациями.

Родителей и воспитателей следует про­свещать в вопросах психологии, педаго­гики и гигиены.

ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Школа не должна сводить воспитание к поддержанию внешней дис­циплины, ее роль — обеспечивать выработку у школьников характера и мировоззрения.

Это невозможно сделать без развития умственной самодеятельности, при­учения к умственному труду и воспитания к нему интереса.

Такая задача может быть достигнута только эвристическими методами.

Для правильной постановки воспитания и обучения необходимо зна­ние детской психологии.

Воспитание влияет на разные натуры по-разному. Больше всего в нем нуждаются дети со средними способностями.

Школа призвана обращать много внимания на учащихся с выдающимися спо­собностями, удовлетворять их потребности, руководить самообразованием.

Существенный принцип педагогики: индивидуализация воспитания и обуче­ния.

Общее образование не есть «изучение предметов, а есть развитие личности пред­метами». Разрабатывал проблемы развивающего и воспитывающего обучения.

Предлагал заменить классно-урочную систему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям.

Выступал за разнообразие типов школ.

Центральной проблемой всей педагогики считал развитие и воспита­ние характера и воли.

Идея саморазвития личности с учетом наследственности каждого — веду­щая идея.

Ввел в русскую педагогику понятие «педагогический процесс». Педагогичес­кий процесс это целостное явление, в котором биологическое и социальное, ин­дивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии.

Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрел независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно выраба­тывать убеждения и взгляды на религию, государство и общество.

■ Улучшение материального и правового положения учителя ■

■ привлечет к этой деятельности способных людей. ■

Ко всем проблемам дидактики подходил с позиций психологии: общей и детской.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ

Одним из первых дал систематическое изложение развития русской педа­гогики за весь период существования. Разработал свою периодизацию ее раз­вития: от принятия христианства до Петра I — церковная педагогика; от Петра I до 60-х гг. XIX в. — гос. педагогика; с 60-х гг. XIX в. — обществен­ная педагогика (педагогика либеральной буржуазии). Но эта периодиза­ция считается недостаточно обоснованной.

Анализируя школьный опыт и пед. идеи прошлого, прежде всего выч­ленял то, что помогает решать проблемы воспитания и обучения своего времени, удовлетворяет потребности народного образования.

Связывал историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами.

139