logo
ответы к госу

53. Основные этапы работы над художественным произведением на уроках литературного чтения.

6-7 лет: Интересы: жизнь во всём её разнообразии (семья, природа, Родина, школа, животные, приключения и т.д.). Жанры: стихи, сказки, рассказы. Очень хорошо запоминает без надлежащего понимания того, что читает.

8-9 лет: Интересы: жизнь во всём её разнообразии, но на 1 месте – природа. Жанры: сказки, рассказы. Несколько расширяется процесс понимания того, о чём читает ребёнок, но процесс понимания и эмоционального восприятия произведения не сливается в единый процесс. (За смешным ребёнок не видит главного)

10-11 лет: Интересы: мир человека, исторические события, приключения, путешествия, личность человека. Жанры: сказки, рассказы, повести, романы. Осознанность чтения увеличивается. Недостаточность умения совмещать интересы к книгам вообще с интересами к книгам определённого рода. Очень увлекаются справочной литературой.

Этапы работы над художественным произведением:

  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Определение темы урока (формулирование учащимися темы и цели урока)

Первичный синтез:

  1. Подготовительная работа

  2. Первичное восприятие произведения

  3. Проверка первичного восприятия

Анализ:

  1. Вторичное чтение и анализ произведения

Вторичный синтез:

  1. Обобщение по произведению

  2. Перечитывание произведения с новой читательской целью

  3. Творческие работы по следам прочитанного (работа по развитию речи учащихся)

  1. Итог урока

  2. Инструкция по выполнению д.з.

Подготовительная работа способствует формированию у детей правильной читательской деятельности, т.е. учит думать над произведением до его прочтения.

Структурные части подготовительной работы:

  1. Сообщение учителя об авторе, которое может быть представлено в форме беседы, рассказа или их сочетания

  2. Словарная работа

  3. Предопределение (антиципация) школьниками темы чтения на основе называния произведения, новых слов, иллюстраций и по другим признакам.

Первичное восприятие текста – знакомство с новым произведением.

Проверка первичного восприятия. Продолжительность 1,5-2 минуты. Содержание 2-4 вопроса: какие чувства вызвало это произведение; какие мысли, переживания у вас возникли; о чём говорится (рассказывается) в этом произведении. Иногда такая беседа может заканчиваться проблемным вопросом, поиск ответа на который составит основу анализа.

Анализ произведения - вторичное чтение и анализ художественного произведения. Анализ осуществляется по логически законченным частям, которые заранее определяет учитель исходя из содержания и структуры произведения. Каждая часть сначала перечитывается, а затем анализируется. Вторичное восприятие обязательно, оно необходимо для развития и совершенствования навыка чтения, а также для предоставления возможности ребёнку думать над текстом в процессе чтения.

Направления анализа: анализ содержания; вопросы о главных героях; анализ языковых средств; анализ композиции; анализ жанровых особенностей.

Структурные компоненты анализа могут пересекаться.