logo
ответы к госу

44. Задачи и содержание периода обучения грамоте.

Основателем методики обучения грамоте является К.Д. Ушинский. В ПОГ закладываются начальные знания по языку, представляющие фундамент дальнейшего обучения. Значение ПОГ велико:

Задачи ПОГ:

  1. обучение элементарному чтению и письму

  2. обеспечение интенсивного речевого развития учеников

  3. подготовка к дальнейшему изучению таких предметов как русский язык, чтение, внеклассное чтение

  4. развитие всех психических процессов учащихся

  5. формирование учебной деятельности

Метод – путь, способ сообщения знаний учащимся, система последовательных осознанных действий, которые лежат в основе передачи учащимся знаний и формирование умений и навыков.

Методы ОГ могут быть классифицированы:

- по видам деятельности (аналитические, синтетические, аналитико-синтетические)

- по исходным языковым единицам обучения чтению (буквенные, звуковые, слоговые, метод целых слов)

- по соотносительной очерёдности чтения и письма (чтение – письмо; письмо – чтение; комбинированный).

Современный метод ОГ – звуковой аналитико-синтетический. Его родоначальником является Константин Дмитриевич Ушинский. См. №32.

Основным учебным пособием для ПОГ является азбука (для системы 1/4) или букварь (для системы 1/3).

«Русская азбука» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько и В.Д. Берестова построена по принципу частотности. На каждом уроке используется 1 разворот – 2 страницы. Содержание зависит от метода ОГ. Каждая страница азбуки содержит материал 3 видов: 1 - материал для решения речи и мышления (сюжетная картинка); 2 - материал для звукового анализа и синтеза; 3 - материал для чтения предложений и текстов.

Текстовый материал азбуки представлен:

а. Отдельными буквами

б. Слоговыми таблицами

в. Словами

г. Предложениями и текстами

Иллюстративный материал:

а. Предметные картинки (для работы над лексическим значением слова, для логических упражнений, в ребусах и др.)

б. Сюжетные картинки (для составления рассказов)

в. Схемы слов и предложений

Занимательный материал (интерес и любовь к родному языку; развитие речи и мышления):

а. Рассыпанные слова

б. Ребусы

в. Скороговорки

г. Цепочки слов и др.

Составная часть ОГ – обучение письму. Осуществляется с помощью прописей, в которых есть образцы элементов букв, соединений, предложений, упражнения для развития мышц кисти руки, мышления и речи детей.