logo
ответы к госу

19. Организация детского коллектива.

Латинское collectivus переводят по-разному (сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа), этот термин до сих пор определён неоднозначно. В современной литературе 2 значения коллектива:

1). Коллектив – любая организованная группа людей;

2). Коллектив – высокоорганизованная группа.

В педагогическом значении коллектив – объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков:

Коллектив – ядро воспитательной системы. Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди в нём. Управлять ученическим коллективом – значит использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учётом той стадии развития, на которой он находится. Управление тем эффективнее, чем полнее учитываются его особенности. При этом осуществляются 2 взаимосвязанных процесса:

- Сбор информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках;

- Организация адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика. (близкие, средние, далёкие перспективы)

Коллектив погибнет, если отсутствует совместная деятельность; если не обновляется система ценностей; если отсутствуют перспективы.

Такие педагоги, как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, а позже В.М. Коротов, И.П. Иванов, осветили путь движения группы к коллективу: утверждение социально ценностных норм жизни группы; коллективная деятельность; самоуправление (демократические основы); перспектива (близкая, средняя, далёкая); традиции группы; постоянное расширение духовных потребностей, системы ценностей; участие в общественной жизни; углубление и расширение межличностных отношений в группе.

Стадии развития коллектива:

  1. Становление коллектива (не больше 3-4 дней). Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Формальное объединение коллектива. Воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности. Задача педагога: предоставить возможность проявить у детей свою систему ценностей, сблизить системы ценностей некоторых детей, заложить единый стиль поведения в коллективе, выявить детей, которые способны занимать активную позицию.

  2. Может быть растянута во времени (самая большая стадия). Коллектив выступает как целостная система. Большинство занимают активную позицию. Общественные ценности – ведущие над личностными. Педагог – наставник. Задача педагога: стабилизировать ценности в коллективе, накопить и создать традиции коллектива.

  3. Коллектив находится на самоуправлении, самоорганизации. Требования личности и коллектива слиты в единый комплекс. Доброжелательная атмосфера. Заинтересованность в каждом. Каждый занимает свою позицию в коллективе, выполняет в нём свои роли, чувствует общественную необходимость для данного коллектива. Максимальные возможности для самовыражения. Педагог – фасилитатор (соучаствующий, идущий рядом).

Задача педагога на всех этапах: выдвинуть перед коллективом определённые жизненные перспективы.