logo
ответы к госу

38. Методические основы формирования у учащихся грамматических и словообразовательных понятий.

Обучение грамматике и правописанию - первоначальный этап обучения русскому языку. Осуществляется на понятийном уровне, доступном детям 7-10 лет. Понятие – форма мышления, отражающая предметы и явления окружающей действительности в их существенных признаках и взаимосвязи.

В грамматических понятиях отражены в обобщённом виде существенные признаки языковых категорий и явлений. Языковые понятия отличаются гораздо более высокой степенью абстракции. Первичным материалом, на основе которого составлено языковое понятие, является слово. А слово само по себе есть обобщённое абстрактное понятие. Поэтому языковое понятие есть обобщение обобщённого. Отсюда вытекают основные трудности работы младших школьников с языковыми понятиями. Для их овладения детям необходим достаточный уровень абстрактного мышления, а для овладения грамматическими понятиями детям необходима достаточная сформированность умения по осуществлению анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, конкретизации и т.д.

В курсе начальной школы насчитывается около 120 грамматических понятий.

Любое из них проходит длительный путь формирования, в котором выделяется несколько этапов:

1. Эмпирический (наблюдение за явлением, выделение и осмысление его признаков, отбор среди них существенных; отсутствует введения термина)

2. Теоретический (введение термина и определение понятий – 1-2 классы)

3. Дальнейшее углубление понятия (обогащение его новыми признаками; широкое его применение – 3-4 классы)

Формирование не каждого грамматического понятия в начальной школе проходит по всем этим этапам: «вид» глагола – только эмпирический этап; «наречие» - эмпирический и теоретический этапы (традиционная система).

Введение понятие осуществляется во время изучения нового материала. Этот процесс состоит из нескольких частей:

- анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия (учащиеся овладевают операциями анализа и абстрагирования)

- обобщение признаков и установление связей между ними. Введение термина.

- осознание формулировки понятия (чтение правила по учебнику 2-3 раза; сравнение формулировки понятия в учебнике с той, которую вывели в классе; воспроизведение материала по памяти с приведением примеров)

- конкретизация грамматического понятия (выполнение упражнений с применением на практике полученных знаний)

Условия, обеспечивающие эффективное усвоение грамматических и словообразовательных понятий:

* обеспечение активной речемыслительной деятельности (частично-поисковые, исследовательские методы)

* работа над существенными и несущественными признаками

* использование наглядности

* включение новых понятий в систему ранее изученного