37. Система изучения имени существительного в начальной школе.
Имени существительному как части речи свойственны определённые лексические значения и грамматические признаки. Общим для лексического значения всех имён существительных является предметность. Предметность может быть конкретной и абстрактной. Слова с абстрактной предметностью не воспринимаются учащимися начальной школы как предметы. Поэтому первое знакомство с именем существительным нужно осуществлять только на конкретных именах существительных. В процессе изучения имён существительных учащиеся знакомятся со следующими грамматическими признаками:
- мужской, женский или средний род
- изменение по числам и падежам
- одушевлённые и неодушевлённые
- подлежащее, дополнение, сказуемое и обстоятельство
- с именами существительными согласуются в роде, числе, падеже имена прилагательные.
Задачи при изучении имени существительного:
* формирование умения различать одушевлённые и неодушевлённые существительные по вопросу
* формирование умения писать имена собственные с большой буквы
* ознакомление с родом имени существительного (употребление ь в именах существительных ж.р. с шипящим на конце)
* выработка навыка правописания имени существительного
* развитие умственных и речевых способностей учащихся
Изучение имени существительного осуществляется по этапам:
1 класс. Подготовительный этап, совпадает с ПОГ. Первоклассники учатся отличать предметы и слова, формулировать лексическое значение слов. Формируется умение классифицировать слова на группы с учётом их смысла. Учатся отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?
2 класс. Дети знакомятся с термином «имя существительное», с определением имени существительного (это слова…), знакомятся с изменением имён существительных по числам и родам.
3 класс. Имя существительное –часть речи. Продолжается знакомство с родом имён существительных и их изменением по числам, а в единственном числе – по падежам. Знакомятся с употреблением ь после шипящих.
4 класс. Склонение имён существительных во множественном числе. Осваивают правописание падежных окончаний имён существительных. Усвоение падежей – на основе связи слов в предложении.
Ознакомление с родом имён существительных (2 класс):
2 способа определения рода: по окончаниям (трудность) и постановкой личных местоимений к конкретным именам существительным. Сначала определяется род имён существительных, которые находятся в начальной форме (И.п. ед.ч.). Далее используются имена существительные, находящиеся в косвенных падежах и форме множественного числа. Наконец, определяется род имён существительных, которые требуют применение словаря.
Изучение числа имён существительных (2 класс):
Во время определения формы числа следует проводить работу по определению рода имён существительных. Учащиеся должны увидеть неразрывную связь между двумя этими операциями. Также они должны увидеть, что при изменении имён существительных по числам лексическое значение слова не меняется, но меняется форма слова. Для определения рода нужно поставить имя существительное в форму ед.ч. Приобретаемое в данном случае умение составляет основу для определения типа склонения и для работы над формой слова.
Склонение имён существительных (4 класс):
1 этап – понятие о склонении и о категории падежа. Каждый падеж имеет свои конкретные вопросы. Существительные любого рода, если они отвечают на одинаковый вопрос, стоят в одном и том же падеже. Для более лёгкого и прочного запоминания падежей рекомендуется знакомить детей со вспомогательными конструкциями (таблица с падежами и вопросами). Самые частотные в употреблении падежи – И, Р, В. Имена существительные в этих падежах определяются трудно. Поэтому особое внимание на работу с ними.
2 этап – знакомятся с типами склонения имён существительных и признаками, по которым они делятся на склонения (род, окончание).
3 этап – изучение имён существительных отдельных склонений и правописание падежных окончаний имён существительных в ед.ч. Важно, чтобы на этом этапе дети усвоили основной способ проверки безударных окончаний имён существительных (фонематический способ). 1 скл. – стена (слово-подсказка); 2 скл. – окно; 3 скл. – ночь
4 этап – особенности склонения имён существительных во множественном числе.
- 11. Педагогические технологии
- 12. Сущность, цели и задачи экологического образования в начальной школе.
- 13. Проблемное обучение.
- 14. Развивающее обучение (на примере уроков труда).
- 15. Педагогические возможности игры (на примере уроков музыки и природоведения).
- 16. Сущность воспитания. Реализация воспитательных целей на уроках изо.
- 17. Методы воспитания.
- 18. Формы воспитания. Организация внеучебной деятельности по музыкальному воспитанию младших школьников.
- 19. Организация детского коллектива.
- 20. Воспитательная система школы.
- 21. Характеристика видов музыкальной деятельности.
- 22. Современные концепции воспитания.
- 23. Содержание и формы работы с семьёй.
- 24. Сущностная характеристика личности.
- 25. Характеристика познавательного интереса. Формирование познавательного интереса на уроках музыки.
- 26. Возрастная периодизация психического развития.
- 27. Адаптация первоклассников к школьному обучению.
- 28. Вариативность современных образовательных программ.
- 29. Характеристика учебной деятельности.
- 30. Педагогическое требование, педагогическая оценка, педагогическое подкрепление. Особенности педагогической оценки на уроке труда.
- 31. Методика изучения основ фонетики в начальной школе.
- 32. Звуковой аналитико-синтетический метод ог в его современном виде.
- 33. Методика изучения графики в начальной школе.
- 34. Сущность орфографического навыка и основные условия его становления.
- 35. Значение, задачи и основные направления работы по развитию речи младших школьников.
- 36. Система изучения морфемного состава слова в начальной школе.
- 37. Система изучения имени существительного в начальной школе.
- 38. Методические основы формирования у учащихся грамматических и словообразовательных понятий.
- 39. Система работы по изучению имени прилагательного в начальной школе.
- 40. Изложение как вид речевого упражнения.
- 41. Проверка знаний, умений и навыков по русскому языку в начальной школе.
- 42. Система изучения темы «Глагол» в начальной школе.
- 43. Типы, структура и требование к уроку русского языка в условиях современной школы.
- 44. Задачи и содержание периода обучения грамоте.
- 45. Сочинение как вид речевого упражнения.
- 46. Развитие устной речи младших школьников на уроках литературного чтения.
- 47. Специфика изучения служебных частей речи в начальной школе.
- 48. Методика работы над предложением и словосочетанием в начальной школе.
- 49. Методика изучения синтаксиса в начальной школе.
- 50. Организация работы с детской книгой в начальной школе и формирование читательской самостоятельности учащихся.
- 51. Формирование навыка чтения у учащихся начальных классах.
- 52. Формирование каллиграфического навыка у учащихся начальных классов.
- 53. Основные этапы работы над художественным произведением на уроках литературного чтения.
- 54. Задачи и содержание добукварного периода обучения грамоте.
- 55. Принципы построение программы по русскому языку в начальной школе. Основные разделы программы, их взаимосвязь.
- 56. Методика начального обучения русскому языку как педагогическая наука, её актуальные проблемы на современном этапе развития школы.
- 57. Работа над лексическим значением слова в процессе изучения художественного произведения.
- 58. Значение, задачи, типы уроков литературного чтения в начальных классах.
- 59. Специфика формирования орфографической зоркости у младших школьников.
- 60. Работа с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе.
- 61. Ознакомление учащихся с геометрическими фигурами.
- 62. Обучение решению простых и составных задач на пропорциональную зависимость между скоростью, временем и расстоянием в нкм.
- 63. Обучение решению простых задач на пропорциональную зависимость между величинами в нкм и составных задач на нахождение 4-го пропорционального.
- 64. Обучение решению составных задач на пропорциональное деление и на нахождение неизвестных по двум разностям.
- 65. Формирование представлений о числовых выражениях в нкм. Методика изучения правил порядка выполнения действий в числовых выражениях.
- 66. Методика изучения равенств и неравенств в нкм. Формирование представлений о выражении с переменной, об уравнении в нкм. Методика обучения решению уравнений.
- 67. Методика обучения решению составных задач в нкм.
- 68. Изучение нумерации чисел от 1 до 10.
- 69. Формирование навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10.
- 70. Методика формирования навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления.
- 71. Методика формирования навыков табличного сложения и вычитания чисел в пределах 20.
- 72. Формирование навыков сложения и вычитания чисел в пределах 100.
- 73. Методика формирования письменных приёмов деления многозначных чисел на двухзначное, трёхзначное число в нкм.
- 74. Подготовительный период в обучении математике первоклассников.
- 75. Методика формирования понятия «больше на», «меньше на», «больше в», «меньше в» у младших школьников. Методика обучения решению задач с этими отношениями.
- 76. Раскрытие конкретного смысла сложения и вычитания в нкм. Обучение решению задач на нахождение суммы и разности.
- 77. Методика изучения связей между компонентами и результатами арифметических действий. Методика обучения решению простых задач на нахождение неизвестных компонентов.
- 78. Знакомство учащихся начальных классов с действием умножения. Методика обучения решению простых задач на конкретный смысл умножения.
- 79. Первоначальное ознакомление учащегося с действием деления. Методика обучения решению простых задач на деление по содержанию и на равные части.
- 80. Методика формирования внетабличного умножения и деления чисел в пределах 100.
- 81. Методика изучения деления с остатком в нкм.
- 82. Методика изучения нумерации многозначных чисел в нкм.
- 83. Методика формирования письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел в нкм.
- 84. Методика формирования письменных приёмов умножения многозначных чисел в нкм.
- 85. Методика формирования письменных приёмов деления многозначных чисел на 1-значное и 2-значное разрядное число.
- 86. Методика изучения долей и дробей в нкм.
- 87. Понятие величины и её измерения. Формирование представлений о массе, единицах её измерения в нкм.
- 88. Формирование представлений о длине предметов и длине отрезков в нкм. Методика обучения измерению длин.
- 89. Формирование представлений о площади и её измерении у учащихся начальных классов.
- 90. Методика изучения нумерации чисел в пределах 100 в нкм.