logo
ответы к госу

46. Развитие устной речи младших школьников на уроках литературного чтения.

Работе над словом в начальной школе уделяется большое внимание. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности более точного, выразительного оформления мысли. Методика словарной работы предусматривает 4 направления: обогащение словаря; уточнение словаря; активизация словаря; устранение нелитературных слов.

Пересказ – один из центральных видов работы на уроках чтения по развитию связной устной речи учащихся. Он представляет собой вид речевого упражнения, которое основано на усвоении содержания прочитанного, на умении изложить это содержание без искажений и передать собственное отношение к данному содержанию. Существует 4 вида пересказа:

* Подробный (полное устное изложение текста) – используется с 1 класса. Не рекомендуется подробно пересказывать очень большие и очень маленькие тексты. 1 класс – 1/2-2/3 страницы; 2 класс – 1 страница; 3 класс – 1,5-2 страницы; 4 класс – 2-3 страницы.

* Выборочный

* Краткий (сжатый)

* Творческий

Методика:

- Установка на пересказ с указанием вида пересказа;

- Чтение и анализ художественного произведения;

- Деление текста на части и составление плана;

- Перечитывание отдельных наиболее важных или трудных для пересказа частей;

- Предварительный (черновой) пересказ частей текста (может быть в парах, группах, с обязательным разбором недостатков);

- Черновой пересказ всего текста;

- Контрольный пересказ.

- Обсуждение результата. Выставление оценки.

Творческие работы необходимы для развития способности детей к передаче впечатлений о прочитанном, для развития и совершенствования устной диалогической и монологической речи, для развития творческих способностей учащихся.

Виды творческой работы:

* выразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения

* графическое иллюстрирование (создание рисунков к произведению)

* словесное рисование картин

* творческий пересказ

* чтение по ролям

* драматизация