Педагогический университет», 2012
Содержание
Предисловие....................................................................................................... | 5 |
Глава 1. Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии..................................................................... |
6 |
§ 1. Основные закономерности роста и физического развития детей.......... | 6 |
§ 2. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии….............................................................................. |
21 |
§ 3. Средства физического воспитания дошкольников с проблемами в развитии……………………………………………………………………….. |
24 |
§ 4. Формы физического воспитания в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов…………………………………….. |
26 |
§ 5. Педагогические условия физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии………………………………………….. |
65 |
Глава 2. Особенности методики физического воспитания в детских дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов… |
85 |
§ 1. Основные подходы и принципы физического воспитания детей с проблемами в развитии дошкольного возраста…………………………….. |
85 |
§ 2. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением слуха…………………………………………………………………………… |
88 |
§ 3. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением зрения…………………………………………………………………………….. |
111 |
§ 4. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………………………………………….. |
138 |
§ 5. Методика физического воспитания дошкольников с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………. |
164 |
§ 6. Методика физического воспитания дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………………………... |
191 |
§ 7.Методика физического воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………………………. |
210 |
§ 8. Методика физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития……………………………………………..…………….. |
227 |
§ 9 Методика физического воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ………………………………………………………………… |
254 |
§ 10. Методика физического воспитания дошкольников со сложной структурой дефекта…………………………………………………………… |
272 |
Глава 3. Планирование учебной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении компенсирующего, комбинированного вида……………………………………………………………………………. |
303 |
Глава 4. Особенности организации лечебной физической культуры для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии……………………. |
314 |
Глава 5. Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста с проблемами в развитии…………………………………………………….. |
327 |
Список рекомендуемой литературы................................................................ | 350 |
Приложения........................................................................................................ | 355 |
Предисловие
Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране способство-вала изменению отношения к детям с проблемами в развитии со стороны населения. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, упорства, уверенности в своих силах и, конечно же, здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребенка, отсутствию эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям с проблемами в развитии интереса к физической культуре и паралимпийскому спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям, воспитание человеческого достоинства.
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников с пробле-мами в развитии является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми.
Таким образом, методически правильно организованная работа по физи-ческому воспитанию детей, имеющих нарушения в развитии, призвана удовлетворять естественную потребность в движении и способствовать своевременному овладению двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей.
Данное учебное пособие раскрывает вопросы методики физического вос-питания детей с проблемами в развитии в детских дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов, в инклюзивных группах. В нем освещаются вопросы организации физического воспитания детей разных нозологических групп, средства и методы физического воспитания, формы организации занятий.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология»
- Педагогический университет», 2012
- Глава 1. Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии
- § 1. Основные закономерности роста и физического развития детей
- § 2. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- § 3. Средства физического воспитания дошкольников с проблемами в развитии
- § 4. Формы физического воспитания в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида
- Упражнения для коррекции функциональной недостаточности стоп
- Упражнения для коррекции сколиотической осанки
- Упражнения для коррекции лордоза
- § 5. Педагогические условия физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Пособия и оборудование для проведения подвижных игр
- Глава 2. Особенности методики физического воспитания в детских дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов
- § 1. Основные подходы и принципы физического воспитания детей
- С проблемами в развитии дошкольного возраста
- § 2 Методика физического воспитания дошкольников с нарушением слуха
- § 3. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением зрения
- §4. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта
- § 5. Методика физического воспитания дошкольников с ранним детским аутизмом
- § 6. Методика физического воспитания дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- § 7. Методика физического воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
- §8. Методика физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития
- § 9. Методика физического воспитания детей с нарушениями речи
- Методика проведения игр с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
- § 10. Методика физического воспитания дошкольников со сложной структурой дефекта
- Методика организации подвижных игр с детьми со сложной структурой дефекта
- Понедельник
- Вторник
- Четверг
- Пятница
- Глава 3. Планирование учебной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении компенсирующего, комбинированного вида
- Конспект физкультурного досуга для детей с нарушением зрения «Путешествие на остров здоровячков»
- Глава 4. Особенности организации лечебной физической культуры для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Комплекс профилактической гимнастики № 1 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, и чередование с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- Комплекс профилактической гимнастики №2 (5-7 лет)
- I. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия
- III. Упражнении, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №3 с гимнастической палкой (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения направленные на профилактику осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №4 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на лечение осанки и плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, в чередовании с упражнениями направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Глава 5. Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Оценка этапов физического развития
- I. Острые заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:
- II. Хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:
- Карта обследования ребенка состояние здоровья, физическое и двигательное развитие
- Оценка уровня развития скоростно-силовых качеств и координации движений.
- Максимальная частота движений (теппинг-тест).
- Статическая устойчивость.
- Моторика и графические умения
- Список литературы
- Семенович а.В. Нейропсихологическая диагностика. – м., 2002. – 232 с.
- Цветкова л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – м.: Педагогика, 1972. – 271с.
- Шемякин ф.Н. К психологии пространственных представлений. Ученые записки Государственного института психологии. – 1940. – № 11. – с. 197-256.
- Рекомендации для составления конспектов физкультурных занятий
- «Тренажерный путь» для физического развития и двигательной реабилитации детей с проблемами в развитии
- Методические рекомендации для организации занятий на тренажерах и тренирующих устройствах с детьми, имеющим нарушение интеллекта
- Список сокращений:
- Методическое издание Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050715.65 – «Логопедия», 050717.65 – «Специальная дошкольная
- Авторы-составители :
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11