logo
4июля КНИГА ФИЗО Правленная

Глава 5. Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста с проблемами в развитии

Планирование работы по организации физического воспитания в детских садах комбинированного и компенсирующего видов наиболее тесно связано с педагогическим мониторингом, содержание которого составляют: сбор, обработка и анализ информации физического развития ребенка и особенностей его поведения, которые дают возможность анализировать, оценивать и корректировать дальнейшую компенсирующе-развивающую работу по физическому воспитанию детей с проблемами в развитии.

В настоящее время Правительством РФ принято постановление «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (№ 916 от 29.12.2001 г.). Для его претворения в жизнь, особенно на первых порах, необходимо ориентироваться на возможность создания подсистемы мониторинга на низовом уровне, к которому, прежде всего, относятся образовательные учреждения.

Система мониторинга имеет четко заданный для всех типов и видов образовательных учреждений единый набор тестовых упражнений и форм отчетной документации, что позволяет проводить массовое обследование дошкольников в определенные сроки. Использование системы мониторинга доступно, малозатратно и пригодно для любого образовательного учреждения.

Необходимые условия при выборе тестов для оценки физического развития:

Программа общероссийской системы мониторинга в ДОУ реализуется в ряде крупных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Иркутск, Казань, Мурманск, Тула и др.). В г. Перми состояние физического развития детей дошкольного возраста с проблемами в развитии отслеживается текущим педагогическим контролем.

Тесты общероссийской системы мониторинга для оценки физической подготовленности детей 4–7 лет в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида.

Возраст, лет

Тестовые упражнения (мальчики, девочки)

4–7

Бег на 30 м с высокого старта.

Бег на 90 м (до 5 лет), 300 м (с 5 лет).

Подъем туловища в сед за 30 с.

Прыжок в длину с места (по возможности).

На данный момент особую актуальность приобретает внедрение в образовательный процесс ДОУ педагогического мониторинга, который позволяет фиксировать различные показатели, своевременно оценивать характер их изменений, осуществлять прогноз и корректировать нежелательные тенденции в развитии детей с проблемами с использованием различных форм обработки результатов тестирования.

Таким образом, внимание большинства исследователей направлено на изучение этиологии и патогенеза детей с проблемами в развитии, неврологических проявлений синдромов, а также медикаментозных методов коррекции выявляемых отклонений. Также в литературе широко освещены вопросы оказания психологической помощи детям с проблемами в развитии. Механизмы коррекции двигательной сферы детей с проблемами в развитии в целом и двигательных нарушений в частности с применением средств и методов и методы физического воспитания изучены недостаточно.

Мониторинг работы по физическому воспитанию – это выявление состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности детей в процессе занятий физическими упражнениями. Он дает возможность проследить изменения в результате проведенных занятий, определить правильность планирования, эффективность физического воспитания и своевременно вносить в него коррективы. Основными критериями мониторинга являются:

  1. Систематичность (учет на всех этапах физического воспитания дошкольников).

  2. Объективность. Она достигается, когда определены критерии оценивания результатов и осуществляется дифференцированный подход.

В процессе физического воспитания дошкольников применяются следующие виды контроля:

  1. Предварительный (исходный).

  2. Текущий.

  3. Итоговый.

Рекомендации по проведению диагностики с детьми ДЦП перед проведением цикла занятий по физическому воспитанию

Рекомендации врача могут быть составлены по следующей схеме:

  1. Режим питания.

  2. Режим дня.

  3. Закаливания.

  4. Показания и противопоказания по физической и ортопедической нагрузке.

  5. Особенности становления статико-моторных функций.

  6. Рекомендации по повышению иммунитета.

  7. Рекомендации по лечебной и профилактической работе.

  8. Особые рекомендации и предупреждения узких специалистов (по необходимости).

Далее диагностика проводится согласно прилагаемым к программе методическим рекомендациям (см. методические рекомендации «Психолого-педагогическая диагностика к программе развития ребенка с ДЦП как субъекта физкультурно-оздоровительной и социально-трудовой деятельности»), после чего можно составлять конспект занятия.

Необходимо предусмотреть:

  1. Объем и интенсивность физической и интеллектуальной нагрузки (расчет согласно диагнозу, степени выраженности нарушений, состояния сердечно-сосудистой системы и рекомендациям врача и текущему освоению программы).

  2. Продумать педагогическую технику взаимодействия с ребенком: педагог – «организатор», педагог – «наставник», педагог – «партнер», педагог – «помощник», когда ребенку требуются все виды помощи (разъясняющая, планирующая, тактильно-мышечная, поддерживающая, направляющая, стимулирующая активность, контролирующая, оценивающая, корректирующая).

  3. Дифференцированная пролонгированная и специально оборудованная среда (поручни, мягкое покрытие, позиционеры, применение вспомогательных средств для передвижения, схемы движений дидактические игры и игрушки, тренажерный путь и т.д.).

  4. Дифференцированная работа с семьей (тьюторство, домашнее визитирование, применение элементов кондуктивной педагогики, парная гимнастика, ассистирование родителями специалистов во время работы с ребенком в группе).

  5. Выбор адаптивных форм взаимодействия с детьми (индивидуальные занятия, парные формы взаимодействия «слабый – сильный», активно-пассивные формы взаимодействия с переводом в активные формы между специалистами и детьми, родителями и детьми, работа в малых подгруппах и микрогруппах).

После этого обозначается цель занятий, определяются те умения, которым ребенок будет обучаться во время курса занятий. Это могут быть умения, необходимые при передвижении, применяемые в различных играх, а также занятия, направленные на совершенствование двигательных навыков, используемых при самообслуживании, например, при одевании.

После составления программы обследования, формируются группы обучения, численность которых может составлять 2-3 человека при тяжелой двигательной патологии; 3-5 – при патологии средней степени тяжести и смешанных группах.

Перед началом диагностических занятий можно предусмотреть подготовительные мероприятия, целью которых будет уменьшение спастичности, гиперкинезов и снижения действия патологических тонических рефлексов. Подготовительные мероприятия проводятся примерно за 30-45 мин до занятий и могут в себя включать:

Далее можно переходить собственно к занятиям.

Структура занятия в себя включает: вводную, основную и заключительную части.

Вводная часть занятия состоит из упражнений, направленных на организацию, мотивацию и подготовку ребенка к активной двигательной деятельности, проведение дыхательных упражнений.

Подготовка ребенка к активной самостоятельной двигательной деятельности включает в себя релаксацию по Бобат, упражнения, стимулирующие произвольные движения головой, надплечиями и руками.

Дыхательные упражнения направлены на развитие диафрагмального дыхания с целью оптимизации работы сердечно-сосудистой системы и постановки ритма и темпа дыхания на протяжении всего занятия.

В процессе диагностических занятий следует избегать длительной задержки дыхания, так как дошкольник с ДЦП не может регулировать произвольно дыхание и согласовывать его с движением. При выполнении упражнений следует обратить внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот необходимо снизить дозировку упражнений. При этом следует исключать случаи постоянного ротового дыхания.

Необходимости активных локомоций во вводной части нет, так как передвижение при многих формах церебрального паралича очень сложно и требует достаточной физической нагрузки.

Основная часть. Здесь мы формируем умения, необходимые для самообслуживания, передвижения, игры, а также при занятиях адаптивной физической культурой и инвалидным спортом. Принцип, который необходимо учесть при реализации программы физического воспитания ребенка, заключается в том, что формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем идут руки, руки – туловище, руки – туловище – ноги, ноги и совместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевой и тазобедренный), затем постепенно захватывать средние (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. Данное правило основано на онтогенетическом подходе. Далее работа с ребенком (независимо от его возраста) строится с учетом уровня развития двигательной сферы ребенка. Кроме того, необходимо учитывать зону ближайшего развития при подборе упражнений, например: у ребенка, не способного ползать, наряду с формированием ползания следует производить обучение стойке у опоры.

При обучении можно применять принцип инверсии, описанный Б. Бейкером и А. Брайтманом (США), который заключается в поэтапном разучивании операций, составляющих двигательное действие, начиная с заключительной, постепенно двигаясь к начальной. Этот метод очень эффективен при обучении детей, имеющих нарушения интеллекта.

Также в процессе обучения применяются такие методы, как выполнение в облегченных или отягощенных условиях. Для облегчения выполнения упражнения подбираются индивидуально специальные вспомогательные средства (ходунки, костыли, трости).

Так же при проведении фронтальных занятий по развитию движений следует избегать длительного пребывания в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не нужно также чрезмерно эмоционально возбуждать детей, так как это может способствовать появлению насильственных движений (гиперкинезов).

В ходе физкультурных занятий нельзя использовать упражнения, которые могут вызывать приведение и внутреннюю ротацию бедер, сгибательно-приводящую установку верхних конечностей, асимметричное положение головы и конечностей.

Заключительная часть состоит из игрового этапа и релаксации.

Игровой этап формируется из игр, направленных на совершенствование ранее изученных двигательных действий.

Релаксация заключается в расслаблении детей, где они выполняют релаксирующие упражнения под соответствующее музыкальное сопровождение.

Подробнее об упражнениях, рекомендуемых для работы с ребенком с ДЦП, в зависимости от заболевания, сопутствующих нарушений, темперамента, а также видах и типах упражнений на развитие координационных способностей и двигательных качеств у ребенка с церебральным параличом мы расскажем далее.