С проблемами в развитии дошкольного возраста
Принципы физического воспитания коррекционной направленности
Единство диагностики и коррекции. Практическая деятельность педагога требует знания основного дефекта, его проявлений, качественного своеобразия и структуры, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений. Кроме того, необходимо знать состояние сохранных функций, особенности психомоторики с учетом возраста, основного вида деятельности, характерного для каждого возрастного периода. Эти сведения необходимы педагогу, чтобы, во-первых, не навредить, во-вторых, выявить потенциальные личностные и функциональные возможности ребенка, в-третьих, определить и контролировать оптимальный путь коррекции и развития.
Инструктор физической культуры совместно с дефектологом, врачом проводит педагогическую диагностику, выявляя состояние отдельных двигательных функций, физических и координационных способностей. Его задача состоит в том, чтобы правильно интерпретировать результаты медицинской и психологической диагностики и на основе сопоставления и анализа этих данных планировать стратегический путь и оперативные способы, методы и приемы коррекции и развития.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Дифференцированный подход в физическом воспитании детей с проблемами в развитии означает объединение детей в относительно однородные группы. Первичную дифференциацию осуществляет медико-психолого-педагогическая комиссия, формирующая типологические группы детей, сходные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматического развития. Однако физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению, качественные и количественные характеристики двигательной деятельности в этих группах чрезвычайно вариативны, поэтому для проведения занятий по физическому воспитанию нужна более тонкая дифференциация детей, которую осуществляет инструктор физического воспитания, инструктор ЛФК.
Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих одному ребенку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранных функций – двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных.
Сущность индивидуализации педагогического процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимальные условия для его роста. При индивидуальной форме занятий принцип реализуется полностью и зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства педагога.
Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций и формирования «обходных путей».
Так, при нарушении зрения компенсация формируется под влиянием ком-плекса сохранных ощущений: слуховых, кожных, мышечно-суставных, обонятельных, вибрационных, температурных, которые достаточно подробно информируют человека об окружающем пространстве, что и позволяет ему решать сложные двигательные задачи [Семенов, Солнцева, 1991; Кручинин, 1991].
При поражении спинного мозга, когда нормальную ходьбу восстановить невозможно, формируют различные варианты компенсаторной ходьбы за счет активного развития сохранных функций [Скворцов, 1997; Витензон, 1998]. Тренировка поврежденных структур, возможности развития которых чрезвычайно ограничены, часто не приводит к желаемым результатам.
Таким образом, смысл принципа компенсаторной направленности педагогических воздействий состоит в том, чтобы с помощью специально подобранных физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных органах и системах за счет активизации сохранных функций, создавая со временем устойчивую долговременную компенсацию [Меерсон, 1986].
Принцип учета возрастных особенностей. Ребенок с отклонениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый, но только у первых этот процесс протекает медленнее и с другим конечным результатом. Биологический возраст ребенка с аномальным развитием в большинстве случаев отстает от паспортного. Процесс индивидуального развития всех физиологических и психологических функций протекает неравномерно и неодновременно: периоды стабилизации сменяются ускорениями развития.
Этот процесс является закономерным для всех детей, отличие состоит в том, что у ребенка с отклонениями в развитии периоды ускорения (сенситивные периоды) наступают в среднем на 2-3 года позднее [Горская, Синельникова, 1999]. Динамика психических и физических способностей сугубо индивидуальна, как индивидуальны и сенситивные периоды, их важно не пропустить и максимально использовать для развития и личностного роста, особенно при планировании программ, рассчитанных на несколько лет. Для выявления потенциальных возможностей ребенка и своевременной коррекции необходимо учитывать «зону актуального развития» и «зону ближайшего развития» [Выготский, 1984]. Первая отражает реальные возможности ребенка в настоящий момент, вторая характеризуется тем, что самостоятельное выполнение данного ему задания пока недоступно, но он может его выполнить с помощью педагога. Л.С. Выготский предлагает ориентироваться в процессе обучения на «зону ближайшего развития» как зону потенциальных возможностей ребенка.
Принцип адекватности педагогических воздействий предопределяет реализацию важнейшей закономерности образовательно-коррекционного процесса: решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восста-новительных задач, подбор средств, методов, методических приемов должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям ребенка.
Принцип оптимальности педагогических воздействий определяет разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, зависящие от силы и характера внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по направленности, координационной сложности, а также физическая нагрузка, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.
Принцип вариативности педагогических воздействий предполагает бесконечный отбор не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования физической нагрузки, эмоционального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения (зрительные, тактильные, слуховые), речь (подвижные игры с речитативами), мелкую моторику («пальчиковые» игры), интеллект (игры со счетом, выстраиванием слов и т. п.).
Дети с проблемами в развитии вследствие вынужденной малой подвижности (три физкультурных занятия не удовлетворяют естественной потребности в двигательной активности и не решают всех необходимых задач) испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления.
Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи в становлении личности ребенка, необходима такая организация микросоциума, которая могла бы максимально стимулировать его развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на физическое и психическое состояние ребенка [Шипицына, Мамайчук, 2001.
Ребенок сознательно или бессознательно усваивает манеры поведения, общения, установки, привычки в соответствии с представлениями и ценностными ориентациями родителей и близких. Особенно велика их роль для детей, обучающихся в домашних условиях.
К сожалению, родители чаще всего недостаточно информированы о положительном влиянии физических упражнений на здоровье ребенка, коррекцию физических и психических нарушений, поэтому необходима просветительская работа, консультативная и методическая помощь, создание специальных программ обучения родителей.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология»
- Педагогический университет», 2012
- Глава 1. Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии
- § 1. Основные закономерности роста и физического развития детей
- § 2. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- § 3. Средства физического воспитания дошкольников с проблемами в развитии
- § 4. Формы физического воспитания в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида
- Упражнения для коррекции функциональной недостаточности стоп
- Упражнения для коррекции сколиотической осанки
- Упражнения для коррекции лордоза
- § 5. Педагогические условия физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Пособия и оборудование для проведения подвижных игр
- Глава 2. Особенности методики физического воспитания в детских дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов
- § 1. Основные подходы и принципы физического воспитания детей
- С проблемами в развитии дошкольного возраста
- § 2 Методика физического воспитания дошкольников с нарушением слуха
- § 3. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением зрения
- §4. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта
- § 5. Методика физического воспитания дошкольников с ранним детским аутизмом
- § 6. Методика физического воспитания дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- § 7. Методика физического воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
- §8. Методика физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития
- § 9. Методика физического воспитания детей с нарушениями речи
- Методика проведения игр с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
- § 10. Методика физического воспитания дошкольников со сложной структурой дефекта
- Методика организации подвижных игр с детьми со сложной структурой дефекта
- Понедельник
- Вторник
- Четверг
- Пятница
- Глава 3. Планирование учебной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении компенсирующего, комбинированного вида
- Конспект физкультурного досуга для детей с нарушением зрения «Путешествие на остров здоровячков»
- Глава 4. Особенности организации лечебной физической культуры для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Комплекс профилактической гимнастики № 1 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, и чередование с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- Комплекс профилактической гимнастики №2 (5-7 лет)
- I. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия
- III. Упражнении, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №3 с гимнастической палкой (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения направленные на профилактику осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №4 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на лечение осанки и плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, в чередовании с упражнениями направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Глава 5. Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Оценка этапов физического развития
- I. Острые заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:
- II. Хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:
- Карта обследования ребенка состояние здоровья, физическое и двигательное развитие
- Оценка уровня развития скоростно-силовых качеств и координации движений.
- Максимальная частота движений (теппинг-тест).
- Статическая устойчивость.
- Моторика и графические умения
- Список литературы
- Семенович а.В. Нейропсихологическая диагностика. – м., 2002. – 232 с.
- Цветкова л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – м.: Педагогика, 1972. – 271с.
- Шемякин ф.Н. К психологии пространственных представлений. Ученые записки Государственного института психологии. – 1940. – № 11. – с. 197-256.
- Рекомендации для составления конспектов физкультурных занятий
- «Тренажерный путь» для физического развития и двигательной реабилитации детей с проблемами в развитии
- Методические рекомендации для организации занятий на тренажерах и тренирующих устройствах с детьми, имеющим нарушение интеллекта
- Список сокращений:
- Методическое издание Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050715.65 – «Логопедия», 050717.65 – «Специальная дошкольная
- Авторы-составители :
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11