logo
4июля КНИГА ФИЗО Правленная

§ 2. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии

В связи с тем, что основная цель специальных (коррекционных) образовательных учреждений – адаптировать детей с проблемами в развитии к жизни в обществе, использовать все возможности для их социализации и воспитания человеческого достоинства, в качестве приоритетных направлений образования детей с проблемами в развитии выделены: укрепление здоровья, физическое развитие, развитие психических процессов, познавательной деятельности в процессе обучения; речевое развитие, формирование и развитие коммуникативных умений и навыков; расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития и нравственного поведения [Л.Б. Баряева, Л.М. Шипицына и др., 2003].

Целью физического воспитания детей с проблемами в развитии является максимально возможное развитие жизнеспособности ребенка дошкольного возраста за счет обеспечения оптимального режима функционирования имеющихся телесно-двигательных характеристик и освоения программирующих основ физического воспитания.

В целях оптимизации коррекционно-педагогической работы с детьми целесообразно осуществлять следующие задачи:

  1. Определить психолого-педагогические условия проявления и развития детской индивидуальности.

  2. Воспитывать сознательное, внимательное отношения к своему здоровью, понимание и стремление к здоровому образу жизни.

  3. Способствовать формированию физической и социальной готовности к обучению в школе.

  4. Обеспечивать коррекцию недостатков физических и личностных качеств детей с нарушением развития.

  5. Содействовать укреплению здоровья детей посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма.

  6. Совершенствовать жизненно важные навыки и умения посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов параолимпийского спорта.

  7. Формировать общие представления о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.

  8. Способствовать развитию интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.

  9. Формировать элементарные навыки контроля и самоконтроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Интегративными качествами детей, связанными с физической культурой, являются: умения организовывать собственную физкультурно-оздоровительную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Личностными результатами освоения детьми с проблемами в развитии содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

Результатами освоения детьми содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

Результатами освоения детьми содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

Это требует учета специфики содержания и организации мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей с проблемами в развитии, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учетом психических и физических возможностей каждого ребенка.

В связи с этим социально значимым и актуальным является совершенствование коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы в детских садах для детей с нарушением развития. Специфика физического воспитания в этих дошкольных учреждениях определяется особенностями развития, обусловленными структурой дефекта.

Необходимость создания специального коррекционного режима в процессе физического воспитания предусматривает использование комплекса всех средств физического воспитания для коррекции двигательной сферы детей, преодоления имеющихся недостатков, активизации нарушенных функций.