§ 5. Педагогические условия физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
В специализированных детских учреждениях организация среды обитания должна быть направлена на предоставление возможности детям во время игры получить необходимую для полноценного развития физическую нагрузку. Поэтому занятия детей-инвалидов физкультурой и спортом в возрасте от 3 до 12 лет носят характер обучения гимнастическим упражнениям, элементам спортивных игр, а главное – умению свободно ориентироваться и передвигаться в окружающем пространстве, приспосабливаясь к нему соответственно виду и степени инвалидности.
Необходимое сочетание игровой, физкультурно-оздоровительной деятельности обеспечивается набором различных по типу площадок (спортивных, тематических, для творческих игр) и многофункциональными помещениями.
Решение интерьеров помещений и оборудование в сооружениях данного типа должны быть сомасштабны и соответствовать интеллектуальным способностям и физическим возможностям детей определенного возраста и инвалидности.
Для детей-инвалидов младшего дошкольного возраста и при тяжелых формах инвалидности рекомендуются многофункциональные помещения, обеспечивающие организацию игр, в которые более подвижные и приспособленные дети могут играть на открытых площадках. Полы и стены в этих помещениях устраиваются так, чтобы ребенок мог передвигаться ползком или держась за опорные поручни и мебель. Примером такого помещения может служить «Домик для игр в воде и с песком» (площадь комнаты с песком и ванной для плескания, 12 м2); комната со свободной площадью для передвижения, 15 м2; кладовая, проекторная, 4 м2.
Параметры внутренней среды помещений
Требования к цвету, акустике, освещенности
Различные виды инвалидности могут сопровождаться длительным общим или частичным лишением восприятия цвета. Кроме того, цвет играет важнейшую роль в системе ориентации и информации для инвалидов с частичной потерей зрения и для глухих. Следовательно, цветовое решение залов имеет большое значение для занимающихся.
Желательно применять чистые, не зависящие от качества освещения контрастные цвета: пол – голубой (желтый), стены – желтые (голубые). Для тренажерных залов и помещений возможен вариант окраски пола в зеленый (красно-коричневый) цвет, а стен – в красно-коричневый (зеленый).
Для указателей, маркировок и других ориентиров в залах рекомендуются сочетания голубого, черного, зеленого, красного с белым или желтого с черным. Цветом следует выражать функциональную особенность помещения и инвентаря (мячи – желтые или красные, силовые тренажеры – голубые, зеленые).
Предупредительные цветовые маркировки и ориентиры устраиваются для игровых зон, ограничения площади мобильного оборудования, выделения кромки ванны бассейна (ширина полосы около 300 мм), а также для выявления функционально важных элементов помещений и узлов спортивного инвентаря (например, входы и выходы, центровка трамплина, дорожка для разбега и др.).
Наряду с приведенными выше рекомендациями при выборе цветовых средств следует также руководствоваться такими общими критериями, как фоновый контраст (стены светлые – мяч темный) и коэффициент отражения. Его средняя величина r = 0,45.
Акустическое решение физкультурно-оздоровительных залов и залов ванн бассейнов очень важно как для инвалидов с дефектами слуха, так и для инвалидов по зрению.
Для инвалидов с дефектами слуха отвечающий их потребностям акустический режим требует обеспечения коротких периодов реверберации (2,5 с выше уровня 500 Гц) и низких уровней шумов в зале (звукоизоляция вентиляции и ударного шума).
Объемы залов должны быть минимально необходимыми по технологическим и медико-гигиеническим требованиям. Рекомендуется применять перфорированный или слоистый акустический потолок.
Для людей с полной потерей зрения звук является источником ориентации. Необходима повышенная звукоизоляция зон активности (залов и других помещений). Отделочные материалы должны иметь высокие звукопоглощающие свойства. Кроме того, необходима и звукоизоляция извне (от уличных или иных шумов). Для физкультурно-оздоровительных занятий предпочтительно использовать залы без трибун, так как они, искажая отраженный звук, могут способствовать потере ориентации.
Залы для физкультурно-оздоровительных занятий и залы ванн бассейнов должны иметь естественное освещение, проектируемое в соответствии с рекомендациями пособий к СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения». Спектр дополнительного искусственного освещения рекомендуется максимально приближать к дневному освещению.
Качественное, небликующее освещение зала необходимо для правильного восприятия визуальной информации и для понимания сигнальных указаний.
Рекомендуется минимальная освещенность 200 лк, обеспечивающая достаточные условия для проведения физкультурно-оздоровительных и игровых занятий.
Для работы многофункциональных залов желательно обеспечить переключение осветительной системы отдельных зон в пределах 200-600 лк (для физкультурно-оздоровительных занятий обычно достаточно 300-400 лк).
Для большинства людей с частичной потерей зрения очень важно качество освещения. Следует избегать чрезмерной яркости и блеска световой арматуры, окон большой площади или слишком отражающих поверхностей.
Как правило, сочетание применяемых в зале цветов должно обеспечивать, с одной стороны, состояние успокоенности и концентрации, с другой – активизацию деятельности. Поэтому эмоционально возбуждающие красный и оранжевый цвета следует применять лишь в зонах кратковременного (до 10 мин) пребывания занимающихся, например, у отдельного тренажера.
Роль педагогической среды в организации физического воспитания детей
с проблемами в развитии
Выделены следующие принципы создания коррекционно-развивающей среды как средства коррекционной работы:
Превентивной направленности, решающей вопросы предупреждения появления отклонений в развитии специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, со специальным игровым и дидактическим материалом.
Пропедевтической направленности, обеспечивающий многоэтапное и последовательное введение ребенка в информационное поле, которое организовано как безбарьерное пространство, где размещены блоки (сенсорный, моторный, эмоциональный, интеллектуальный, активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти).
Преобразующего трансформированного влияния среды на отклонения в развитии ребенка и формирование компенсаторных способов ориентации на сохранные анализаторы.
Редуцированного информационного поля – учет своеобразия познавательных процессов детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и специфику контактов и способов получения и переработки информации.
Оптимальной информационной целесообразности – направлен на установление связи ребенка с его окружением.
Доступности и целесообразности информационного поля коррекционно-развивающая среда (КРС), обеспечивающий интеграцию ребенка в окружающую среду.
Социально-бытовые и гигиенические условия создают предпосылку для обеспечения здоровья, физического развития, преодоления двигательных нарушений и повышения уровня двигательной подготовленности детей с проблемами в развитии. К этим условиям относятся:
наличие физкультурного, коррекционного и тренажерного залов;
специального инвентаря, пособий, предметов для коррекции преодоления движений и вторичных отклонений;
рациональное размещение оборудования;
освещение всей площадки зала и оборудования;
наличие спортивной формы и обуви;
обеспечение личной гигиены (чистые очки, прочность окклюдора, специальные приспособления для держания очков);
гигиена окружающей среды (чистота пола, пособий);
офтальмогигиенический контроль за физическим воспитанием.
Специальное оборудование, приспособления необходимо располагать в залах, где проводятся занятия по физической культуре, пропедевтическая подготовка детей к овладению основными движениями, занятия по индивидуальной коррекции, а также упражнения на тренажерах.
Физкультурное оборудование для основных движений и общеразвивающих упражнений (гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки, жгуты, канаты, веревки, гимнастические доски, скамейки и др.) должно иметь специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 3 до 5 мм.
Применяются пособия со специальными разметками для сосредоточения на предмете, прослеживании действия, его точного воспроизведения, зрительного анализа и контроля.
С помощью специальных разметок дети свободнее ориентируются при выполнении заданий (выполняют действия в указанном направлении, определяют место сосредоточения взгляда, выявляют место для прыжков). Специальные обозначения на оборудовании помогают детям координировать действия руками и глазами, согласовывать движения рук и ног, определять направления при выполнении действий и свое положение в пространстве, при этом осуществляя зрительный анализ своих действий и действий сверстников.
Специальные подводящие дорожки к снарядам, месту игр, движений (на дорожках нанесены прямоугольники, кружки диаметром от 15 до 30 см, контуры, силуэты стоп) позволяют детям точнее выполнять направление движения, двигаться без зрительного напряжения, сохраняя правильную осанку, координированно выполнять задания и совершенствовать согласованность рук и глаз при движении.
Целесообразно в залах и помещениях для занятий устанавливать зеркальные стенки размером 1500x3000 мм. Это приспособление дает возможность осуществлять зрительный анализ за собственными движениями, соотносить свои действия с пространством.
В достаточном количестве необходимо иметь зрительные ориентиры в виде плоских и объемных фигур (человек, изображение животных, куклы, игрушки и др.).
Для проведения специальной гимнастики для глаз применяются наборы предметов с целью прослеживания действий руки, сосредоточения, локализации взора. Предметы (игрушки, конусы, мелкие игрушки) должны иметь специальное отверстие для пальца. В наборе специальных приспособлений должны быть различные мишени:
ярко окрашенные;
с ярким контуром;
различные по размеру (соответственно зрительным возможностям детей);
подвижные, в виде геометрических фигур и изображений животных;
объемные, типа «Барабан», «Бубен».
В процессе физического воспитания детей с нарушением зрения могут быть использованы различные мигающие устройства типа «Сова», «Маяк», а также устройства с подвижными частями типа «Маятник», «Часы». В индивидуальной работе по физическому воспитанию с детьми применяются различные оптические приборы (линзы, диаскопы и др.).
Использование наборов настольных игр «Кольцеброс», «Бадминтон», «Баскетбол» и др. необходимо для развития зрительного восприятия с учетом индивидуальных возможностей детей.
Широкое применение имеют упражнения с трафаретами, которые используются при организации подвижных игр и игровых заданий: «Выложи самолет по трафарету», «Построй пирамиду» «Найди свое место» и др.
Для проведения пропедевтических занятий по ориентированию в пространстве применяются специальные схемы-рисунки. На рисунках изображены дети, выполняющие действия в различных направлениях.
В спортивных залах, в комнатах коррекции необходимо размещать путеводители и специальные опоры, которые помогут детям выбрать необходимое направление, определить место для выполнения упражнений, проследить действия рук, качественно выполнить задание самостоятельно, без помощи взрослых. Эти приспособления обеспечивают страховку детей при выполнении прыжков, равновесии во время ходьбы по гимнастической скамейке, по шнуру и т.д.
Целесообразно в процессе формирования двигательных навыков использовать графические рисунки, изображающие различные позы человека при движении, стоянии и др.
На занятиях по физической культуре с дошкольниками при нарушении зрения эффективно могут применяться различные средства наглядной информации (шарнирные, плоскостные и объемные куклы). Размер кукол определяется в соответствии со зрительными возможностями детей (от 400 до 1000 мм). Куклы используются при формировании основных движений: создании представлений о движении, развитии зрительного восприятия, создании образа движения, обучении выделению частей тела куклы, совершаемых ею движений, прослеживании выполняемых действий на кукле самим ребенком или педагогом.
Использование таких пособий дает возможность моделировать различные движения по памяти, образцу-схеме, показу, сосредоточивать взор на движениях, выполняемых куклой, моделировать движения в пространстве, воспроизводить их самому.
В работе с дошкольниками по физическому воспитанию необходимо широко использовать специальные тренажеры и нестандартное оборудование. С детьми при нарушениях зрения могут применяться следующие тренажеры:
беговая дорожка – массажер «Колибри», используется для имитации ходьбы и бега, для массажа стоп;
ролик гимнастический, используется для укрепления мышц спины, брюшного пресса, рук;
массажеры «Трамплин», «Радуга», используются для повышения кожно-мышечного тонуса, улучшения кровообращения;
коврик массажный, плетеная дорожка, мешки с камешками приме-няются для профилактики плоскостопия;
велотренажеры «Педаль», «Здоровье» применяются для укрепления сердечно-сосудистой системы, развития выносливости, укрепления мышц спины, живота, ног;
спортивные комплексы «Надежда»;
велотренажеры «Здоровье», «Малыш», «Антошка», «Батыр» и др. используются (при обязательном контроле взрослого) в целях повышения двигательной активности детей в соответствии с их зрительными возможностями.
Оборудование, приспособления для обучения детей с
проблемами в развитии основным движениям
Гимнастическая стенка. Располагается в хорошо освещенном спортив-ном зале или оборудована специальными подсветками. На перекладине имеются зрительные метки, которые служат ориентиром для детей с нарушением зрения при постановке ног на перекладину, а также для осуществления правильного хвата для рук.
Гимнастические скамейки. Используются размеры стандартного типа, но отличительной особенностью для детей с нарушением зрения являются зрительные ориентиры. На скамейке могут быть выделены края, чтобы дети при ходьбе четко определяли край скамейки, не оступались.
В другом случае по середине вдоль скамейки может проходил контрастная полоса, показывающая направление движения по скамейке. Ориентирование по ней также позволяет правильно выделять расстояние, плоскость скамейки, безошибочно совершать движения.
Разметки поперек скамейки выполняются по ширине шага, зрительное сосредоточение на них способствует равномерности шага, уверенности при движении.
Большая башня. Имеет две наклонные лесенки со специальными разметками. На этапе обучения наклон лесенки способствует избежанию излишнего напряжения при влезании, а также усиленному зрительному контролю за движениями рук и ног.
Большая башня в сочетании с лесенкой и скатом. Скат используется для прокатывания по нему различных предметов (мячей шаров, шариков и др.), необходим как для лазания, так и для развития функций зрительного восприятия (прослеживания, оценки расстояния, пространственного расположения).
Рис. 1. Расположение мелкого оборудования на уровне глаз детей
Рис. 2. Пособия для развития зрительно-моторной координации
Рис. 3. Размещение оборудования в группе
Наборы цветных дорожек. Служат для разбега, ходьбы с сохранением равновесия, развития координации движений (красные, желтые, зеленые, оранжевые); длина – 6-8 м, ширина – 20, 25, 30 см.
Дорожки бывают нескольких видов:
для равновесия, с нанесенными заданиями (для ходьбы по извилистой дорожке, ширина линии 2-4 см, ширина дорожки 25-30 см, длина 5-6 м, дорожка зеленого цвета, извилистая, линия желтая или белая; ходьба с перешагиванием через поперечные линии, дорожка желтого цвета с красными линиями, ширина линии – 3 см, расстояние между линиями – 40 см);
для равновесия с нанесенными кружками, дорожки разноцветные, кружки контрастного цвета, диаметр кружков 30 см, расстояние между кружками 40-45 см (для ходьбы обычным шагом – кружки в два ряда, по размеру стопы ребенка, расстояние между кружками – по длине шага ребенка, для ходьбы (стопы по одной линии) – кружки расположены по одной линии, размер кружков – по размеру стопы ребенка, 19-21 см, расстояние между кружками 30-35 см);
для ходьбы стопа к стопе (кружки расположены вплотную один к другому), размеры кружков по размеру стопы;
для координации и равновесия с нанесенными стопами;
для обучения умению чередовать правую и левую ноги (ширина дорожки 40 см, длина 5 м, правая стопа окрашена в красный цвет, левая – в зеленый, размер стопы по среднему размеру стопы детей, расстояние между стопами – 20 см, средняя длина шага – 38-43 см);
для закрепления умений чередовать стопы при ходьбе, размеры те же, стопы окрашены в один цвет;
для ходьбы (стопы по одной линии) – стопы нарисованы для правой ноги красным цветом, левой – зеленым, расстояние между стопами (от носка одной до пятки другой) – 35-45 см; иногда стопы обозначены одним цветом;
для ходьбы стопа к стопе (первый вариант: правая стопа – красного цвета, левая – зеленого; второй вариант: стопы одного цвета, размер стопы по среднему размеру стопы детей;
для прыжков продвижением вперед (на дорожку зеленого цвета нанесены кружки оранжевого цвета), диаметр кружков 30 см, расстояние между кружками 35-40 и 40-45 см;
для прыжков с продвижения вперед (из обруча в обруч), размер дорожки тот же, диаметр обруча 30 см, ширина обруча 5-6 см;
ковровая дорожка (длина 4-6-8 м, ширина 1-1,5 м);
из поролона: длина дорожки 5-6 м, ширина 1 м, длина дорожки 3-4 м, ширина 30, 20 и 10 см.
Малая башня с лесенкой. Применяется на начальных этапах для перешагивания, лазания по низкой наклонной лесенке. На лесенке имеются ориентиры для лазания (на перекладине метки для правильного хвата руки и постановки ног), а также контрастно выделенные перекладины – для перешагивания. Они способствуют выработке согласованности движений ног (чередование правой и левой ног), рук при зрительном контроле. Контрастные перекладины – это место перешагивания. Их применение не вызывает у детей напряженности при зрительной оценке, поэтому в целом движения совершаются спокойно, уверенно, не наблюдается негативных изменений органов зрения.
Лесенка двойная. Используется для совершенствования лазания. Такая конструкция лесенки помогает индивидуально, под контролем взрослого, осуществить движение, сочетать его со зрительным анализом. На лесенке контрастно обозначены первая и последняя перекладины – это дает возможность зрительно оценить высоту (расстояние) лесенки, соизмерить свои возможности, равномерно распределить физические силы.
На другой стороне выделена перекладина (половина высоты), что также предназначено для зрительного анализа расстояния и распределения своих сил при влезании и слезании.
Мишени, щиты для метания. Лесенка – стремянка – щит. Используется как для лазания, так и для метания. Применение мишеней разной формы, размера, освещенности обеспечивает развитие зрительного восприятия в процессе овладения метанием.
Разнообразие мишеней на щите способствует развитию самостоятельного выбора детьми физических упражнений, анализу их подготовленности к метанию с учетом зрительных возможностей.
При обучении педагог предлагает детям сначала простые варианты, затем после прочного усвоения метания в данную мишень учащийся переходит к более сложной.
В работе со слабовидящими и слабослышащими детьми целесообразно использовать зрительно-слуховые мишени.
На щите размещаются мишени из картона, фанеры. Мишени спускаются со щита на шнуре на необходимую высоту. Это дает возможность четко видеть мишень в пространстве. В середину мишени вмонтирован маленький колокольчик. При попадании предметом в мишень слышен звук колокольчика и видно качание мишени.
Рис. 4. Пособия для развития мелкой моторики руки
Движущиеся мишени. Используются для совершенствования навыков метания, а также для прослеживания за движущимися предметами, точности оценки расстояния до предмета, его пространственного расположения.
Целесообразно использовать движущиеся мишени в виде конкретного образа (мяч, петушок, елочка). Такие мишени более четко воспринимаются слабовидящими детьми, у них создается представление о конкретном предмете, им легче воспринимать этот образ в пространстве, особенно при движении. Такие мишени позволяют сочетать мышечные ощущения (в виде бросания в цель) со зрительными, т.е. правильно вычленять образ, его движение, расстояние до него.
Дуги простые (настольные). Используются при проведении физкультминуток для снятия зрительного утомления. Подбирается простой комплекс упражнений: раскачай пирамиду (вперед-назад, вправо-влево); проследи за ней глазами; найди средний шарик на пирамиде (первый, второй и т.д.); закрой глаза – дотронься до верха дуги; пересчитай шарики на пирамиде с закрытыми глазами.
Дуги простые (напольные). Используются для пролезания, ползания. Задания в лазании даются в сочетании с упражнениями для развития зрительного восприятия. Например: пролезь и не задень предмет; доползи до предмета, раскачай его, проследи колебания предмета; пролезая под дугой, коснись предмета головой.
Дугообразование. Его применяют для упражнений в подлезании, лазании. Используются разные способы подлезания: на ладонях, на ступнях. Применяются для прокатывания мячей, попадания мячом в предмет, подвешенный к дуге.
В лазании подбираются упражнения с сочетанием зрительной тренировки. Например:
а) пролезь через все дуги, коснись головой одного предмета;
б) попади мячом в один из предметов;
в) открой глаза перед последней дугой и т.д.
Все дуги окрашены ярко (например, красной краской, варианты – все дуги разного цвета: желтая, зеленая, красная и др.).
Круг. Используется для перешагивания, подлезания, перелезания. Для сочетания упражнений со зрительным анализом на круге имеются различные ориентиры в виде меток, подвесок, контрастного выделения перекладин, контуров круга. Это дает возможность выделять расстояние, местоположение ребенка, оценивать форму предмета, деталей, расположенных на нем, выполнять движения в лазании, перелезании качественно, не напрягая зрения, действовать самостоятельно.
Доска обычная. Используется для ходьбы, бега, перешагивания. На доске имеются ориентиры, такие как на гимнастических скамейках.
Доска с подставками. Используется как гимнастическая скамейка, имеет ориентиры разных обозначений, для перешагивания, сохранения направления, точности движения. Доска с опорой на одну подставку применяется как наклонная доска и скат.
Доска ребристая. Применяется в корригирующих упражнениях для стопы. На досках разнообразные ориентиры, позволяющие применять оборудование с целью коррекции зрительных функций, совершенствовать зрительное восприятие.
Качели (малая башня в сочетании с гимнастической доской). Используется для самостоятельной двигательной деятельности детей с нарушением зрения.
Короткая опора. Применяется для сохранения устойчивого положения при выполнении прыжков на месте, приседания. На опорах имеются метки: место хвата для рук и сосредоточения взора в момент выполнения действия, оценки зрительного контроля, точности движения.
Длинная опора. Необходима детям с нарушением развития при сохранении динамического равновесия. Она используется ребенком при необходимости, при потере устойчивости. Присутствие опор создает комфортность при выполнении движений, уверенность детей, не требует дополнительной страховки взрослых. Все это обеспечивает создание у детей представления о целостности действий, их протяженности, глубины, широты обзора при движении (например, при прыжках, ходьбе).
Также необходим набор веревок, шнуров, жгутов, канатов, палок для ходьбы с сохранением равновесия.
Шнур плоский из драпа, цвет – красный, длина 6 см, ширина 6 см, толщина 1 см.
Шнур круглый из драпа, длина 5 м, диаметр 4 см, цвет – красный, зеленый, желтый, оранжевый.
Веревка, длина 5-6 м, диаметр 4 см, цвет – красный, зеленый.
Канат, длина 6 м, цвет – желтый, белый.
Шнур резиновый, мягкий, длина 6 м, диаметр 3 см.
Шнур плоский из поролона, 5-6 м, ширина 8 см, толщина 1,5-2 см.
Палка гимнастическая плоская, длина 3 м, ширина 4 см, толщина 1,5 см, с красными метками по ширине, ширина метки 2 см, на расстоянии 1 м одна от другой.
Веревка для прыжков в высоту красного, оранжевого цвета, длина 4,5 м, вес мешочка на концах 100 г, диаметр веревки 1,5-2 см.
Шнур длинный красного, зеленого, желтого цвета, длина 15-30 м, ширина 1 см, с метками желтого, оранжевого, красного цвета, ширина метки 1,5 см, расстояние 100-120 см одна от другой.
Шнур длинный жесткий, полиэтиленовый, на проволочной основе, белого, желтого, красного, зеленого цвета, длина 30 м, ширина 1 см.
Веревка для пролезания, прокатывания, высота 40, 60 см, ширина между стойками 50 см, диаметр 2,5 см, дуга окрашена в красный цвет.
Палки гимнастические деревянные, металлические, длина 90 см, диаметр 3 см, цвет – желтый, красный, оранжевый, зеленый. Посередине палки – красная метка, ширина 2 см.
Флажки цветные (красные, желтые, оранжевые, зеленые) по количеству детей из расчета 2 флажка на ребенка, размер 15x15 см.
Платочки цветные, размер 20x20 см.
Ленты цветные, длина 25-30 см, ширина 5-7 см.
Обручи пластмассовые (красного, желтого, оранжевого, зелено цвета), диаметр 100 — 150 см, 20 — 60 см, с цветными метками, ширина метки 1,5 см.
Обручи плоские фанерные (красные, желтые, зеленые, оранжевые), диаметр 55-60 см, ширина обода 4 см.
Обручи деревянные, диаметр 25 см (красные), высота обода 1 см.
Мешочки с песком для равновесия, вес 400-600 г, длина 18 см ширина 12 см.
Мешочки для метания, вес 200 г, длина 10 см, ширина 6 см, цвет – красный, желтый, зеленый, оранжевый.
Набор кеглей:
высота 20 см (красные, желтые, зеленые, оранжевые),
высота 30 см, разноцветные.
Погремушки (красные, желтые, оранжевые, зеленые), диаметром 10 см. Цветные колокольчики: высота 10 см, диаметр 7 см. Набор цветных кружков: диаметр – 5, 10, 15, 20, 30 см. Набор кубов: 20, 25, 30 см, красного, желтого, оранжевого, зеленого цвета. Набор брусков: длина 40 см, высота 20, 25, 30 см, толщина 8 см. Ящик деревянный для гравия, гальки, длина 2 м, высота 10-15 см, толщина стенок 1-1,5 см.
Набор елочек, зайчиков, гусей и др. (стилизованные) на подставках, высота 20, 30, 50 см.
Цели для метания, вертикальные:
красные, оранжевые, диаметр 40 см,
красные, оранжевые, диаметр 40 см, окрашены по контуру ширина 5-6 см.
Рис. 5. Крупное модульное оборудование для организации подвижных игр
и двигательной активности детей
- Министерство образования и науки российской федерации
- Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология»
- Педагогический университет», 2012
- Глава 1. Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии
- § 1. Основные закономерности роста и физического развития детей
- § 2. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- § 3. Средства физического воспитания дошкольников с проблемами в развитии
- § 4. Формы физического воспитания в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида
- Упражнения для коррекции функциональной недостаточности стоп
- Упражнения для коррекции сколиотической осанки
- Упражнения для коррекции лордоза
- § 5. Педагогические условия физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Пособия и оборудование для проведения подвижных игр
- Глава 2. Особенности методики физического воспитания в детских дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов
- § 1. Основные подходы и принципы физического воспитания детей
- С проблемами в развитии дошкольного возраста
- § 2 Методика физического воспитания дошкольников с нарушением слуха
- § 3. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением зрения
- §4. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта
- § 5. Методика физического воспитания дошкольников с ранним детским аутизмом
- § 6. Методика физического воспитания дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- § 7. Методика физического воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
- §8. Методика физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития
- § 9. Методика физического воспитания детей с нарушениями речи
- Методика проведения игр с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
- § 10. Методика физического воспитания дошкольников со сложной структурой дефекта
- Методика организации подвижных игр с детьми со сложной структурой дефекта
- Понедельник
- Вторник
- Четверг
- Пятница
- Глава 3. Планирование учебной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении компенсирующего, комбинированного вида
- Конспект физкультурного досуга для детей с нарушением зрения «Путешествие на остров здоровячков»
- Глава 4. Особенности организации лечебной физической культуры для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Комплекс профилактической гимнастики № 1 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, и чередование с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- Комплекс профилактической гимнастики №2 (5-7 лет)
- I. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия
- III. Упражнении, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №3 с гимнастической палкой (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения направленные на профилактику осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №4 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на лечение осанки и плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, в чередовании с упражнениями направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Глава 5. Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Оценка этапов физического развития
- I. Острые заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:
- II. Хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:
- Карта обследования ребенка состояние здоровья, физическое и двигательное развитие
- Оценка уровня развития скоростно-силовых качеств и координации движений.
- Максимальная частота движений (теппинг-тест).
- Статическая устойчивость.
- Моторика и графические умения
- Список литературы
- Семенович а.В. Нейропсихологическая диагностика. – м., 2002. – 232 с.
- Цветкова л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – м.: Педагогика, 1972. – 271с.
- Шемякин ф.Н. К психологии пространственных представлений. Ученые записки Государственного института психологии. – 1940. – № 11. – с. 197-256.
- Рекомендации для составления конспектов физкультурных занятий
- «Тренажерный путь» для физического развития и двигательной реабилитации детей с проблемами в развитии
- Методические рекомендации для организации занятий на тренажерах и тренирующих устройствах с детьми, имеющим нарушение интеллекта
- Список сокращений:
- Методическое издание Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050715.65 – «Логопедия», 050717.65 – «Специальная дошкольная
- Авторы-составители :
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11