logo
4июля КНИГА ФИЗО Правленная

§ 9. Методика физического воспитания детей с нарушениями речи

Клинико-психолого-педагогическая картина развития детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Хотя причины дефектов у всех детей сугубо индивидуальны, общее недоразвитие речи характеризуется следующими типичными симптомами:

Речь таких детей понять трудно. Речевая активность детей недостаточна, а с возрастом отмечается резкое ее снижение. Избежать подобного можно только путем проведения специальных занятий

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.

Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность, они долго не включаются в выполнение задания. У этих детей отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Затрудняя общение, заикание влияет на черты характера, осложняющие жизнедеятельность: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих (В.С. Калягин). Заикание, являясь одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений, характеризуется нарушением темпа, ритма, плавности речи, непроизвольными остановками и повторениями отдельных звуков и слогов (Н.А. Власова, К.П. Беккер и др.), существенно влияет на развитие двигательного анализатора и освоение детьми двигательной деятельности. Считается, что заикание вызывает судороги тех мышц, которые задействованы при осуществлении исполнительного компонента речи. Это мышцы губ, языка, мягкого неба, гортани, грудные и брюшные мышцы. При сильных формах заикания эти судороги могут дополняться судорогами мимических мышц лица, а иногда движениями рук и даже туловища. Такое специфическое нарушение речи оказывает отрицательное влияние на формирование личности ребенка, ограничивая возможности общения и двигательной активности. Поэтому проблема коррекции заикания и формирования двигательной активности является актуальной. Так, у заикающихся детей выявлены следующие нарушения психомоторных функций: повышенная двигательная активность (эти дети часто суетятся во время подвижных игр, подпрыгивают, приседают, отвлекаются, таким образом выражая свое возбуждение) или наоборот, заторможенность, нарушения общей моторики, дискоординация движений, несформированность мелкой моторики, нарушение темпа и ритма дыхания, функции равновесия. Характерным для детей с заиканием является неумение вслушиваться в объяснения педагога, сосредоточиваться и своевременно реагировать на различные сигналы и раздражители, вследствие этого дети не могут выполнять серийные задания и упражнения, переключаться с одного вида деятельности на другой (М.А. Фидирко, Г.А. Волкова).

Наряду с данными нарушениями у детей с речевой патологией наблюдается нарушение осанки, плоскостопие, низкий уровень:

В связи с таким множеством сопутствующих и вторичных нарушений работа с заикающимися детьми по физическому воспитанию основана на методике сопряженного воздействия логопедической, психологической и двигательной коррекции в процессе адаптивного физического воспитания, которая позволит более эффективно и комплексно влиять на организм и личность дошкольника.

К сожалению, главная трудность физического воспитания заикающихся детей заключается в том, что имеющиеся программы физического воспитания и логопедической коррекции имеют свою структуру, содержание и методику, которые не совпадают и иногда противоречат друг другу, тем самым нанося вред заикающемуся ребенку.

Физическое воспитание должно учитывать все этапы логопедической коррекции (Н.А. Кузьмичева).

Задачи физического воспитания заикающихся детей являются:

Коррекционно-развивающими задачами, которые решают логопед и психолог на своих занятиях, являются:

Данные задачи и учебный материал тесно связаны с программой по физическому воспитанию для детских дошкольных учреждений. Взаимодействие педагога физического воспитания, логопеда и психолога заключается в том, что упражнения на развитие дыхания, общей и мелкой моторики, обучение релаксации, упражнения на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы и речевой материал подбираются тремя специалистами совместно, с учетом задач каждого конкретного этапа коррекционной работы.

Установлено, что важнейшим условием правильной речи заикающихся детей является плавный длительный выдох. Поэтому основной задачей всех специалистов является единый подход к обучению речевому дыханию как управляемому процессу. Оно отличается от обычного физиологического дыхания. Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Активная нижняя, самая емкая часть ребер, верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными (И.Г. Выгодская, И.А. Поварова). Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширятся. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Основой речевого дыхания является диафрагмальное дыхание, исходя из этого на первом этапе коррекционной работы необходимо заниматься обучением диафрагмальному дыханию. На последующих этапах подбираются игры и упражнения, направленные на совершенствование продолжительности и плавности выдоха. При этом занятия по физическому воспитанию строятся таким образом, чтобы упражнения на дыхание сочетались таковыми, направленными на повышение уровня общей физической подготовленности, обучение различным видам движений, формированию и коррекцию осанки, профилактику плоскостопия. Упражнение на дыхание можно использовать в любой части занятия, но содержание заданий должно отвечать требованиям этапов логопедической коррекции.

Например:

1-й этап – режим молчания. Задача: учить диафрагмальному дыханию в положении лежа.

2-й этап – шепотная речь. Задача: учить диафрагмальному дыханию в движении, бесшумному вдоху и выдоху, не надувая щек, учить ритму дыхания: соотношению продолжительности вдоха и выдоха.

3-й этап – сопряженная речь. Задача: учить вдоху и выдоху через рот, нос и комбинированно. Содействовать увеличению длины вдоха и плавности выдоха. Учить дробному выдоху без добора воздуха.

4-й этап – шепотная и сопряженная речь. Задача: учить выдоху с фонацией на глухих согласных, гласных звуках и слогах.

5-й этап – сопряженная речь. Задача: учить выдоху с фонацией цепочек гласных звуков и слогов.

6-й этап – сопряжено-отраженная речь. Задача: учить фонационному выдоху в сочетании с расслаблением, фонационному выдоху в сочетании с различными движениями рук, ног, туловища (наклоны, повороты, приседания); сопряженному произнесению 2-3-4 слов с равномерным произнесением выдоха на данное количество слов.

7-й этап – вопросно-ответная речь. Задача: учить выдоху с фонацией слов и коротких фраз в сочетании с расслаблением или различными движениями. Упражнения «Стирка», «Мельница».

8-й этап – самостоятельная речь. Задача: учить правилам игр с диалогической речью. Игра: водящий сидит в кругу, остальные дети ходят на носочках вокруг водящего и проговаривают: «Кошка мышек сторожит, притворилась будто спит, тише, мышки, не шумите, кошку вы не разбудите». Дети останавливаются, водящий встает со словами: «Надоели, я встаю, всех сейчас переловлю». Дети разбегаются, водящий ловит их. Подвижные игры с включением речевого материала и сюжетно-ролевые игры помогают воспитывать плавную речь, положительные поведенческие черты, уверенность в себе, умение действовать в коллективе, совершенствовать речевую и общую моторику (Г.А. Волкова).

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания и др. предлагается эффективный метод преодоления речевых нарушений – логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Основополагающий принцип проведения логоритмических занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Музыка является организующим и руководящим началом на таких занятиях. Впервые методические рекомендации по их проведению были разработаны В.А.Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода». Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движения.

Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в различной форме (сказок, игр, спектаклей) создает доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятий («Как снеговики солнце искали», «В гостях у лягушат», «Бабочка-фея» и другие) позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные двигательные и личностные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для реализации принципа интеграции и соответствует особенностям психофизического и речедвигательного развития детей с нарушениями речи. Построение занятий на основе такого метода позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия и соответственно повышается результативность в усвоении знаний и выработке необходимых двигательных навыков, обеспечить развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.

При планировании логоритмических занятий включаются следующие элементы:

Структура занятий варьируется, с учетом индивидуальных возможностей детей и их возрастными особенностями:

Во время проведения логоритмических занятий дети стоят вместе с воспитателем в кругу или сидят полукругом. Такое расположение создает психологический комфорт и дает возможность хорошо видеть музыкального руководителя, двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним.

Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность их от 20 до 30 минут. Логоритмические занятия являются интегрированными. Они включают в себя развитие движений, музыкальных способностей, речи, а так же познавательную и оздоровительную деятельность. Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различными видами деятельности не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

Использование логоритмических занятий и их элементов является эффективным средством физического развития дошкольников с нарушениями речи.

По результатам диагностики заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве (на 21%), улучшается чувство ритма (на 35%), общая и мелкая моторика (на 18%), совершенствуются артикуляционные движения, развивается слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной.

Именно на логоритмических занятиях неговорящие дети демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует речь, а своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления. Четкая организация логопедических и физкультурных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, а также устранению речевых нарушений.

Основу занятий составляет синтез слов, музыки движений. Здесь можно выделить два основных направления:

  1. Развитие неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, пространственных представлений, координации движений, чувства ритма и темпа.

  2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: фонематического восприятия, силы голоса, подвижности артикуляционного аппарата, автоматизации и дифференциации звуков.

Особое внимание отводится музыке. Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания ребёнка, оказывает положительное влияние на психическое состояние. Пение корригирует темп речи, нормализует дыхание, а в ходе работы над текстом песни, проводится коррекция устной речи. Музыка активизирует умственные способности, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.

Музыка тесно связана с движением. Музыка и движение – основные средства формирования двигательных навыков. Средствами ритмики является ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания; упражнения, активизирующие внимание, формирующие чувство темпа.

Основной принцип всех перечисленных работ – синтез музыки и движения с включением речевого материала.

Взаимосвязь логопедических, физкультурных и ритмических занятий можно рассматривать как один из коррекционно–педагогических методов, применяемых в развитии двигательной и речевой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и речевыми нарушениями.

Различные приемы, формы, методы позволяют сделать логопедические, музыкальные и ритмические занятия более интересными и содержательными.

Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. В нее входят:

Релаксация позволяет использовать особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.

Оздоровительный дозированный бег предназначен для тренировки всех функциональных систем организма, для развития выносливости и формирования волевых качеств.

Тренирующая игровая дорожка обеспечивает качественное обучение детей основным видам движений (дети с нарушением речи и интеллекта усваивают движения в течение 5-8 занятий и без регулярного повторения утрачивают приобретенный опыт).

Оздоровительные мероприятия:

Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения.

Музыкально-подвижные игры с речевым сопровождением делают занятия эмоционально привлекательным, легко доступным для усваивания дидактического материала, служат одной из форм смены вида деятельности с включением в работу разных видов анализаторов.

Пропевание вокализов помогает развивать силу голоса, способствует автоматизации звуков.

Специальные коррекционные упражнения, направленные на развитие высших психических функций, помогают достичь основной цели нашего образовательного учреждения-коррекции недостатков развития детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью. А также развить у них механизмы компенсации.

С учетом всех особенностей построения коррекционных занятий, их организацией и планированием, анализ логопедических исследований показывает результативность межпредметной связи коррекционных занятий – музыки, ритмики, логопедии с физкультурными занятиями.

Проведение интегрированных занятий или использование их элементов эффективно помогает ребенку овладевать правильной чистой речью, чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития.