Методика организации подвижных игр с детьми со сложной структурой дефекта
Подвижные игры широко применяются во всех возрастных группах. Как отмечает Л.А. Головчиц, многократное повторение действий в подвижной игре требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений, воспитывает такие качества как быстроту и выносливость. Подвижные игры носят преимущественно коллективный характер, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями других играющих, проявлять произвольность поведения. Рекомендуется использовать разные виды игр: сюжетные и бессюжетные, с малой, средней подвижностью, игры с разной степенью психофизиологической нагрузки, направленные на развитие разных групп мышц, развитие двигательных качеств. Для детей со сложными нарушениями важна адаптивная форма преподнесения игрового материала. Для успешного проведения подвижной игры ее целесообразно расчленить на отдельные игровые задания и постепенно, по мере усвоения движений, правил выполнения, речевого материала, если он включен в игру, перейти непосредственно к проведению игры. Только доступные игровые действия, ориентация в правилах подвижной игры вызывают у детей интерес и желание играть, а успешно выполненное игровое задание приносит радость и удовлетворение.
Важно обратить внимание на эффективные коммуникативные стратегии взаимодействия с детьми в игре. В соответствии с уровнем социально-эмоционального развития детей можно ожидать, что какой-то ребенок будет более активно вовлечен в игру, чем остальные дети в группе. Для тех детей, которые не могут сконцентрироваться на подвижной игре, не проявляют к ней интереса, целью игры может стать организация присутствия (пассивного участия) такого ребенка в подвижной игре. Для таких воспитанников роль педагога состоит в том, чтобы предоставить ребенку возможность пройти все этапы развертывания игры с максимальной поддержкой, привлечь его внимание ко всему, что в данный момент происходит вокруг него (сбор на игру, объяснение размещения на площадке, объяснение игровых действий, правил игры, выбор водящего, выполнение игры и подведение итогов игры). Дети, которым интересно происходящее вокруг, могут быть вовлечены и в саму игру, в рамках которой они смогут осваивать новые движения и правила, научиться использовать поддержку, постепенно привыкая действовать все более самостоятельно. Эффективные формы коммуникации помогают ребенку осознанно ожидать предстоящее, поддерживают дальнейшее развитие его коммуникативных навыков в игре.
Хорошо зарекомендовал себя метод стимулирования и прерывания знакомого ребенку игрового действия с ожиданием его реакции. Такой подход способствует закреплению навыков инициирования общения, ожидания очередности и совместного внимания. Игра является важной базой для развития понятийного аппарата, хотя недостаток спонтанного научения в неконтролируемых ситуациях может отрицательно отражаться на развитии воспитанника. Детям бывает трудно переносить освоенный навык игры в новую ситуацию или обобщать полученную информацию, что сказывается на развитии понимания. Тем не менее, хорошее планирование коммуникативных ситуаций в подвижных играх может обеспечить использование ребенком полученных сведений в близких ситуациях, а некоторые модели, выстроенные в одних условиях, могут быть использованы воспитанником в новой ситуации, что снова и снова будет способствовать развитию понимания. В указанном процессе очень важна система общения, которая отвечает уровню развития символической коммуникации ребенка со сложной структурой дефекта. На определенном уровне станет полезным и возможным использование табличек с написанными на них освоенными словами.
Во время проведения подвижной игры важно увидеть особенности эмоционального переживания ребёнка, в котором отражается отношение ребенка к игре, позволяет вовремя обнаружить блокирование какой-либо потребности и остановить давление на ребёнка.
Ещё одной значимой функцией эмоций является регулирующая. Наиболее интересно эта функция раскрывается с использованием схемы уровневого «отражения отношений» О.С. Никольской. Она выделяет четыре уровня:
I – аффективной пластичности. На этом уровне определяется ценность предмета и способ взаимодействия с ним.
II –аффективных стереотипов. На этом уровне определяется, в каком количестве и как интенсивно взаимодействовать с предметом;
III – аффективной экспансии. Здесь происходит поиск новых предметов, способных удовлетворить потребность, и соотношение имеющегося предмета с другими потребностями;
IV – эмоционального контроля. Здесь определяется значимость предмета в организации общей социальной жизни на основе понимания эмоционального состояния другого человека.
Удовлетворение познавательной потребности в процессе проведения подвижной игры требует от ребёнка соответствия ряду требований. Это стремление может блокировать удовлетворение каких-либо других потребностей. В таком случае возникает внутренний конфликт. Это приводит к появлению различных защитных реакций, проявляющихся в негативном отношении, как к предмету потребности, так и ко всей игре. При этом у детей с некоторыми формами задержки в развитии эмоциональной сферы необходимость делать усилия над собой в подвижной игре с самого начала вызывает негативные переживания, в том числе страх перед подвижной игрой. Поэтому в организации подвижных игр с детьми, имеющими сложную структуру дефекта, нужно ориентироваться на то, что усилия, которые совершает ребёнок, должны быть на грани приятных. Неприятные усилия, не развивают потребности и волю человека, они формируют эмоциональные барьеры относительно любых усилий (Ю.М. Орлов).
Для организации подвижных игр необходимо овладеть рядом таких техник, как: 1) установление доверительного контакта и понимание важности тактильного взаимодействия; 2) наблюдение, интерпретация и реагирование на подаваемые ребенком сигналы; 3) увеличение количества отраженных действий; 4) выбор тем для выстраивания общения; 5) эффективное использование различных средств общения - прикосновения, движения, ритма, реагирования, а также предметов-символов, жестов, картинок; 6) оказание помощи в освоении понятий и расширении словаря, основанных на действиях в реальной жизненной ситуации.
«Кто соберет больше». Ход игры: разбросать по полу предметы различной формы и размера. Ребенку (детям) предлагается собрать предметы с завязанными глазами за определенный промежуток времени, можно собирать любые предметы, можно оговорить размер и форму. Выигрывает тот, кто соберет предметов больше.
«Шустрый зайка». Ход игры: игроки встают врассыпную и быстро перебрасывают мягкий мяч от одного к другому в произвольном порядке, водящий должен успеть перехватить мяч, если ему это удается, он бросает мяч в любого игрока и тот становится водящим.
«Попади в бутылку». Ход игры: Поставьте пластмассовые бутылки с широким горлышком или стаканы рядом с каждым игроком, дайте каждому из них по 10 горошин. Игроки должны разжимать кулачки, в которых зажаты горошины, над бутылками и выпускать по одной горошине из кулачков так, чтобы попасть в бутылку. Выигрывает тот, у кого в бутылке окажется больше горошин.
«Кто дальше прокатит обруч». Ход игры: играющие стоят вдоль линии на расстоянии одного шага друг от друга. По сигналу каждый отталкивает звучащий обруч, догоняет его, снова отталкивает, не давая упасть. Выигрывает тот, кто оказывается дальше всех.
«Оттолкни и поймай». Ход игры: игроки делятся на пары, у каждой пары свой звучащий или мягкий мяч. Один игрок сидит на корточках, второй стоит на расстоянии 2-3 метров от него. Сидящий ребенок отталкивает мяч стоящему, быстро встает, поворачивается кругом, ловит брошенный ему партнером мяч, снова принимает исходное положение. Игра повторяется 4-6 раз, после чего игроки меняются местами.
«Поймай, не зевай». Ход игры: водящий стоит в центре площадки, игроки бегают вокруг, водящий произносит имя одного игрока, подбрасывает звучащий мяч вверх и отходит в сторону, игрок, которого назвали, должен подбежать (подползти) и успеть поймать мяч. Поймавший мяч игрок становится водящим.
«Не урони мяч». Ход игры: играющие выстраиваются в линию на расстоянии 1-2 метров от стены, игроки бросают звучащий мяч «от груди» о стену, ловят мяч после отскока от пола. Выигрывает тот, кто быстрее и без потери мяча выполнит упражнение определенное количество раз.
Поймай, не зевай Ход игры: водящий стоит в центре площадки, игроки бегают врассыпную вокруг, водящий произносит имя одного игрока, подбрасывает целлулоидный мяч вверх и отходит в сторону, игрок, которого назвали должен подойти (подползти) и успеть поймать мяч. Поймавший мяч игрок становится водящим.
Циклограмма планирования коррекционного интегрированного
воспитательно-развивающего процесса по физическому воспитанию
детей со сложной структурой дефекта
1-2-й год обучения.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология»
- Педагогический университет», 2012
- Глава 1. Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии
- § 1. Основные закономерности роста и физического развития детей
- § 2. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- § 3. Средства физического воспитания дошкольников с проблемами в развитии
- § 4. Формы физического воспитания в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида
- Упражнения для коррекции функциональной недостаточности стоп
- Упражнения для коррекции сколиотической осанки
- Упражнения для коррекции лордоза
- § 5. Педагогические условия физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Пособия и оборудование для проведения подвижных игр
- Глава 2. Особенности методики физического воспитания в детских дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов
- § 1. Основные подходы и принципы физического воспитания детей
- С проблемами в развитии дошкольного возраста
- § 2 Методика физического воспитания дошкольников с нарушением слуха
- § 3. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением зрения
- §4. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта
- § 5. Методика физического воспитания дошкольников с ранним детским аутизмом
- § 6. Методика физического воспитания дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- § 7. Методика физического воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
- §8. Методика физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития
- § 9. Методика физического воспитания детей с нарушениями речи
- Методика проведения игр с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
- § 10. Методика физического воспитания дошкольников со сложной структурой дефекта
- Методика организации подвижных игр с детьми со сложной структурой дефекта
- Понедельник
- Вторник
- Четверг
- Пятница
- Глава 3. Планирование учебной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении компенсирующего, комбинированного вида
- Конспект физкультурного досуга для детей с нарушением зрения «Путешествие на остров здоровячков»
- Глава 4. Особенности организации лечебной физической культуры для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Комплекс профилактической гимнастики № 1 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, и чередование с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- Комплекс профилактической гимнастики №2 (5-7 лет)
- I. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия
- III. Упражнении, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №3 с гимнастической палкой (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения направленные на профилактику осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №4 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на лечение осанки и плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, в чередовании с упражнениями направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Глава 5. Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Оценка этапов физического развития
- I. Острые заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:
- II. Хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:
- Карта обследования ребенка состояние здоровья, физическое и двигательное развитие
- Оценка уровня развития скоростно-силовых качеств и координации движений.
- Максимальная частота движений (теппинг-тест).
- Статическая устойчивость.
- Моторика и графические умения
- Список литературы
- Семенович а.В. Нейропсихологическая диагностика. – м., 2002. – 232 с.
- Цветкова л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – м.: Педагогика, 1972. – 271с.
- Шемякин ф.Н. К психологии пространственных представлений. Ученые записки Государственного института психологии. – 1940. – № 11. – с. 197-256.
- Рекомендации для составления конспектов физкультурных занятий
- «Тренажерный путь» для физического развития и двигательной реабилитации детей с проблемами в развитии
- Методические рекомендации для организации занятий на тренажерах и тренирующих устройствах с детьми, имеющим нарушение интеллекта
- Список сокращений:
- Методическое издание Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050715.65 – «Логопедия», 050717.65 – «Специальная дошкольная
- Авторы-составители :
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11