logo
4июля КНИГА ФИЗО Правленная

Упражнения для коррекции лордоза

  1. «Гимнаст». И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклониться вперед, не сгибая колен, достать руками носки ног. Вернуться в И.П. Повторить 6-8 раз.

  1. «Достань лбом колени». И.П.: основная стойка. Наклониться, обхватить голени руками, коснуться лбом коленей. Вернуться в И.П. Повторить 4-6 раз.

  1. «Погрей прямые ноги на солнышке». И.П.: лежа на спине, руки в стороны. Поднять прямые ноги вверх. Вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.

  2. «Погрей согнутые в коленях ноги на солнышке». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть ноги в коленях, оттянуть носки. Вернуть в И.П. Повторить 6-8 раз.

  3. «Покажи красивые ноги». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Попеременно поднять и опустить прямые ноги. Повторить 4-6 раз.

  4. «Спрятались». И.П.: стоя, взяться за спинку стула. Присесть, руки вперед. Повторить 6-8 раз.

  5. «Веселые висы». И.П.: стоя, взяться за перекладину гимнастической стенки. Повиснуть на перекладине, удержаться 5-8 секунду. Вернуться в И.П.

Тренажерная гимнастика

Использование тренажеров в практике работы дошкольного учреждений для детей с проблемами развития позволяет существенно продвинуться в преодолении дефицита движений у детей и двигательной активности в целом.

Комплексное использование специальных технических средств и физических упражнений повышает выносливость, работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, двигательные способности.

В последние годы появились специальные тренажерные средства, которые могут быть использованы для систематического выполнения физических упражнений (Ю.А. Юлин, Ю.В. Павлов).

Задачи, решаемые с помощью тренажерных средств, имеют оздоровительную, воспитательную, коррекционную и учебную направленность, что позволяет выделить их как самостоятельную форму организации занятий с детьми – тренажерную гимнастику. Тренажерная гимнастика – это система физических упражнений, выполняемых на специальных средствах.

Тренажерная гимнастика состоит из вводной основной и заключительной частей. Основными задачами вводной части являются:

В основной части гимнастики решаются важные профилактические, оздоровительные, учебные задачи:

Задачи заключительной части направлены:

Длительность тренажерной гимнастики определяется возрастом, состоянием здоровья и физической подготовленностью, а также зрительными возможностями детей. Упражнения на тренажерах могут проводиться от 5 до 15 минут. Используются разные организационные формы: индивидуально, подгруппами (2-6 чел.) с учетом основных требований к подбору групп:

Занятия тренажерной гимнастикой проводятся 3 раза в неделю инструктором по физической культуре при систематическом контроле инструктора ЛФК, врача-ортопеда.

Требования к проведению тренажерной гимнастики:

Антистрессовая гимнастика

Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) – новое направление массовой оздоровительной физкультуры. АПГ представляет собой целостный подход к нравственному и физическому здоровью человека, основанный на совершенствовании качества процесса физического движения, равновесия нервной системы и мышления.

АПГ объединяет в себе западные и восточные подходы к здоровью человека и включается в себя технику расслабления, психотренинг в движении, безболевой массаж суставов, бег, основы пластики и танца. Метод опирается на воспитание культуры движения, способствует развитию творческих возможностей и эстетическому восприятию жизни.

Метод АПГ специально разработан для защиты психического здоровья и служит эффективным средством борьбы с физическими и нервно-психическими перегрузками и их последствиями.

Проведенные фундаментальные исследования позволили выявить принципиально новый механизм адаптации организма к воздействию стресс-факторов различной природы и, соответственно, новые возможности его реабилитации.

Масштабная медико-биологическая и педагогическая апробация (научный руководитель – проф., д-р мед. наук Р.Е. Мотылянская) показала, что метод АПГ является не только профилактическим, но и способствует улучшению состояния при заболеваниях костно-суставной, нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем, дыхательных путей, органов зрения и др.

Обучение АПГ не требует специальных условий и приспособлений – проветриваемого помещения достаточно для успешного проведения занятий.

Кинезиологическая гимнастика

Кине́зитерапи́я (англ. Kinesiotherapy) — направление лечебной физкультуры. Наименование произошло от др.-греч. kinesis – «движение» + терапия – «лечение», или лечение через движение. Это – самостоятельная медицинская дисциплина, опирающаяся на опыт и основывающаяся на всех остальных медицинских дисциплинах, включает в себя как теорию, так и методику физического воспитания, в которой лечение представляет собой психолого-педагогический процесc, протекающий между пациентом и терапевтом.

Кинезитерапия является одной из форм лечебной физической культуры человека, когда, выполняя активные и пассивные движения, определенные упражнения лечебной гимнастики, достигается конкретный терапевтический результат. Кинезитерапия являет собой научно-прикладную деятельность, в которой сочетаются знания: медицины, педагогики, анатомии, физиологии, биохимии и т. д., с целью излечения, улучшения и поддержания в здоровом состоянии, профилактики рецидивов и способствует психофизическому комфорту личности.

Кинезитерапия – это активный метод лечения, при котором больной полноценно участвует в оздоровительном процессе. Таким образом, возрастает мотивация, у пациента появляется вера в собственные силы и в то, что установлен контроль над болезнью, – что ускоряет восстановление.

Техника кинезитерапии достаточно проста, в ее основу были положены реальные клинические достижения, а также результаты научных исследований мышечной системы человека, ее физиологии и биохимии процесса сокращения мышечных волокон и влияние на опорно-двигательный аппарат человека.

Лечение правильными движениями предполагает адаптированные, постепенно возрастающие силовые воздействия, определенные строго индивидуально для каждого пациента, с учетом его анамнеза, возрастных, физиологических и других особенностей и других заболеваний, сопутствующих основному. Постепенное обучение правильным (простым и сложным) движениям приводит к их нейрорефлекторному закреплению и восстановлению трофики и обмена веществ в костно-мышечной системе человека. Лечение осуществляется, чаще всего, с помощью специальных, лечебно-реабилитационных тренажеров, например, подвесных слинг-систем.

Одним из основных требований при прохождении лечебного или реабилитационного кинезитерапевтического курса на подвесных и других тренажерах является правильное дыхание, иначе всякое движение, выполняемое в рамках программы занятий, утрачивает свой лечебный эффект.

Кинезиологические упражнения

Цель – оптимизация мышечного тонуса, развитие произвольности, самоконтроля, активизация головного мозга.

«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. По сигналу ведущего двигать тем пальцем, который он назовет. Палец должен двигаться четко и точно, не допуская синкинезий (содружественных движений рядом расположенных пальцев). Стараться выполнять в быстром темпе, можно парами: один ребенок говорит и контролирует правильность выполнения, другой – выполняет.

«Перекрестные шаги». Выполняется перекрестно-латеральная ходьба на месте (осознанная ходьба). Соединить правое колено с левым локтем и наоборот. Шаги должны выполняться очень медленно, сохраняя равновесие, на счет «1-10» – соединить колено и локоть, за такое же время вернуться в исходное положение. Это задействует максимально большое количество мышц тела и развивает, активизирует лобную долю мозга, ответственную за мышление.

«Колечки». 1-й вариант: прямые колечки. Смыкать большой палец руки поочередно со всеми остальными пальцами, двигаясь вперед, затем – назад. Выполнять сначала на одной, затем на другой руке, затем на обеих руках одновременно.

2-й вариант: обратные колечки. И.П.: левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая – большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая одномоментно начинает смыкать большой палец, двигаясь в обратном направлении, т.е. с мизинцем, безымянным, средним. Затем следуют движения в противоположном направлении.

Психофизическая гимнастика (автор А.С. Семенович)

Цель – активизировать деятельность головного мозга, стимулировать интеллектуальное развитие, снизить утомляемость.

«Попьем водичку». Употребление воды способствует повышению физиологической активности головного мозга и соответственно активизации умственной деятельности.

«Буратино». Перекрестное упражнение (1 мин). Детям предлагается делать попеременные перекрестные движения руками и ногами при ходьбе на месте. Сначала прикасаться руками к разноименным коленям перед собой (левая рука – к правому колену, правая рука – к левому колену), затем к разноименным пяткам за спиной.

«Мишка проснулся». Растягивающее упражнение (1 мин). Предлагается напрячь все тело, затем расслабить. После проводится напряжение и расслабление по осям:

«Воздушный шарик». Дыхательное упражнение (0,5 мин). Учащимся предлагается сделать вдох, «надувая в животе шарик», например, красного цвета (цвета необходимо менять), расслабить мышцы живота. Пауза (задержка дыхания) 2 с. Выдохнуть, втянуть живот как можно сильнее. Пауза 2 с. Сделать вдох.

«Белочка собирает орешки». Глазодвигательное упражнение (1 мин). Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отработка движений глаз по направлениям: вверх, вниз, вправо, влево.

«Гуси травушку щипали». Энергетизирующее упражнение (0,5 мин). Предлагается помассировать пальцами одноименных рук мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.

«Кнопка внимания». Активизация внимания. Предлагается нажать большим пальцем правой руки на середину ладони левой руки, где находится точка внимания (10 с). То же самое сделать для правой руки (10 с).

«Гимнастика мозга». Предлагаем вашему вниманию еще одну гимнастику для активизации деятельности мозга и снижения утомляемости. Применение данного метода в специализированном детском саду показало, что в результате систематического выполнения кинезиологических упражнений у детей улучшилась память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю.