Рекомендации для составления конспектов физкультурных занятий
При составлении конспекта педагог ориентируется на содержание циклограммы к программе (где представлена система предварительной работы к занятиям, тематика занятий, перспективный план занятий). На основании этого необходимо найти место занятия и сформулировать его тему и цель.
Определившись с темой и типом занятия, педагог формулирует задачи. Задач не должно быть много, они все должны быть выполнены на занятии. Однако для этого важно их правильно сформулировать, причем формулировка задачи типа «научить выполнять движения, научить ползать» или «скорригировать осанку» звучат слишком самоуверенно. Классический вариант – это формулировка четырех задач на каждое занятие: коррекционно-развивающих, оздоровительных, образовательных, воспитательных. Последнее время стало актуальным писать задачи для педагога и задачи, которые должны выполнить дети. Написание этого в конспекте – на усмотрение педагога. Главное, чтобы педагог четко понимал, какие задачи он ставит перед собой, а какие перед детьми.
А. Формулируя коррекционно-развивающие задачи, необходимо обратить внимание на их формулировку. Наибольшая проблема заключается в формулировке коррекционных задач. Педагог пишет: коррекция и развитие памяти, внимания, мышления и т.п. Это не верно. Задачу нужно конкретизировать. Что мы корригируем и как, с помощью чего, посредством чего. Например:
корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на прокатывании мяча;
корригировать и развивать зрительно-пространственное восприятие путем дифференциации двигательных заданий – при метании в вертикальную и горизонтальную цель;
корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и путем изменения темпа, ритма направления движения через различные звуковые и наглядные сигналы;
развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании речетативов, используемых в подвижных играх;
развивать эмоционально-образную память с помощью символического изображения на карточках, мнемотабличках – при выполнении имитационных упражнений;
развивать кратковременную память путем выполнения упражнений после показа;
развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с «двигательной угадайкой»;
развитие смысловой догадки с помощью игры «Закончи движение».
развитие мелкой моторики пальцев рук при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики;
развитие координации движений (произвольность и целенаправленность) при выполнении гимнастических упражнений;
развитие умения выражать свои чувства при оценке поступков героя «Страны Здравии»;
развитие умения объективно оценивать себя или сверстника при выставлении и коллективном обсуждении его результатов.
Б. При формулировке образовательных задач мы должны помнить о том, чему нужно учить на занятии и что для этого необходимо сделать. Во-первых, это «рассказать о…», «познакомить с…», «формировать понятие о….». Во-вторых, «учить выполнять…», «упражнять в…», «продолжать учить…» и т.п. С одной стороны, в образовательные задачи закладываются и в последствии реализуются на занятии блок знаний и представлений о физической культуре, спорте, труде, человеке, его здоровье, с другой – блок практических умений и блок отношений. Ведь самое главное – это чему ребенок научится на занятии и как он к этому будет относиться.
Например:
закреплять знания детей о физических качествах, которые формируются в процессе физических упражнений разной направленности; отрабатывать навыки броска мяча вдаль, добиваясь максимального усилия при броске;
выявить представления детей об элементах техники ходьбы и закрепить имеющиеся у них знания.
В. При формулировке воспитывающих задач, обращаем внимание на реализацию блока «Формирование отношений к физической культуре» как деятельности особой значимости для здоровья ребенка с ограниченными возможностями.
Например:
воспитывать желание познавать мир физической культуры и здоровья;
прививать интерес к физическим упражнениям, подвижным играм;
формировать положительные отношения к сверстникам.
Г. При формулировке оздоровительных задач необходимо обращать внимание на тренировку и укрепление функциональных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, терморегуляции, глазомера, опорно-двигательного аппарата, нервной и др.) с помощью соответствующих физических упражнений. Развитие дыхательной системы при помощи обучения носовому дыханию. Тренировка глазомера при выполнении прокатывания мяча в воротики и др.
Определившись с темой, типом занятия, поставив цель и сформулировав задачи, педагог выбирает ту форму работы, которую он будет использовать. Независимо от выбранной формы работы на занятии должна быть создана атмосфера доброжелательности и общей заинтересованности. Необходимо формирование правильной самооценки ребенка через оценку его работы сверстниками и педагогом.
Очень важно для педагога определиться, с помощью каких методов предстоит решить поставленные задачи. Слово «метод» происходит от греческого methodos – «путь к чему-то». Проблема выбора метода обучения не проста. Все попытки найти какие-то универсальные методы окончились неудачей. Использовать один метод изолированно невозможно; как правило, при работе комбинируется несколько методов, и используются они одновременно. Главное – это то, что педагог должен умело комбинировать разные методы и четко понимать, что использование того или иного метода зависит от этапа занятия и цели этапа.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология»
- Педагогический университет», 2012
- Глава 1. Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии
- § 1. Основные закономерности роста и физического развития детей
- § 2. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- § 3. Средства физического воспитания дошкольников с проблемами в развитии
- § 4. Формы физического воспитания в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида
- Упражнения для коррекции функциональной недостаточности стоп
- Упражнения для коррекции сколиотической осанки
- Упражнения для коррекции лордоза
- § 5. Педагогические условия физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Пособия и оборудование для проведения подвижных игр
- Глава 2. Особенности методики физического воспитания в детских дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов
- § 1. Основные подходы и принципы физического воспитания детей
- С проблемами в развитии дошкольного возраста
- § 2 Методика физического воспитания дошкольников с нарушением слуха
- § 3. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением зрения
- §4. Методика физического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта
- § 5. Методика физического воспитания дошкольников с ранним детским аутизмом
- § 6. Методика физического воспитания дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- § 7. Методика физического воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
- §8. Методика физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития
- § 9. Методика физического воспитания детей с нарушениями речи
- Методика проведения игр с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
- § 10. Методика физического воспитания дошкольников со сложной структурой дефекта
- Методика организации подвижных игр с детьми со сложной структурой дефекта
- Понедельник
- Вторник
- Четверг
- Пятница
- Глава 3. Планирование учебной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении компенсирующего, комбинированного вида
- Конспект физкультурного досуга для детей с нарушением зрения «Путешествие на остров здоровячков»
- Глава 4. Особенности организации лечебной физической культуры для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Комплекс профилактической гимнастики № 1 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, и чередование с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
- Комплекс профилактической гимнастики №2 (5-7 лет)
- I. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику осанки и плоскостопия
- III. Упражнении, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №3 с гимнастической палкой (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения направленные на профилактику плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания в чередовании с упражнениями, направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения направленные на профилактику осанки.
- Комплекс профилактической гимнастики №4 (5-7 лет)
- I. Упражнения, направленные на профилактику осанки и плоскостопия.
- II. Упражнения, направленные на лечение осанки и плоскостопия.
- III. Упражнения, направленные на укрепление и формирование органов дыхания, в чередовании с упражнениями направленными на профилактику осанки.
- IV. Упражнения для профилактики и лечения наружной осанки.
- Глава 5. Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- Оценка этапов физического развития
- I. Острые заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:
- II. Хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:
- Карта обследования ребенка состояние здоровья, физическое и двигательное развитие
- Оценка уровня развития скоростно-силовых качеств и координации движений.
- Максимальная частота движений (теппинг-тест).
- Статическая устойчивость.
- Моторика и графические умения
- Список литературы
- Семенович а.В. Нейропсихологическая диагностика. – м., 2002. – 232 с.
- Цветкова л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – м.: Педагогика, 1972. – 271с.
- Шемякин ф.Н. К психологии пространственных представлений. Ученые записки Государственного института психологии. – 1940. – № 11. – с. 197-256.
- Рекомендации для составления конспектов физкультурных занятий
- «Тренажерный путь» для физического развития и двигательной реабилитации детей с проблемами в развитии
- Методические рекомендации для организации занятий на тренажерах и тренирующих устройствах с детьми, имеющим нарушение интеллекта
- Список сокращений:
- Методическое издание Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- 050715.65 – «Логопедия», 050717.65 – «Специальная дошкольная
- Авторы-составители :
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11