logo
4июля КНИГА ФИЗО Правленная

II. Хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:

1) вегетососудистая дистония по гипотоническому (АД 80 мм рт.ст.) или гипертоническому (АД 115 мм рт.ст) типу;

2) порок сердца ревматический или врожденный;

3) хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония (при обострении или отсутствии стойкой ремиссии в течение года);

4) язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический гастрит, хронический гастродуоденит (в стадии обострения, с частыми рецидивами и неполной ремиссией);

5) анемия (при содержании гемоглобина в крови 10,7-8,0 г/л);

6) гипертрофия небных миндалин III степени;

7) аденоидные вегетации III степени, хронический аденоидит;

8) тонзиллит хронический (токсико-аллергическая форма);

9) эндокринопатия (зоб, сахарный диабет и пр.);

10) неврозы (неврастения, истерия, логоневроз и пр.);

11) задержка психического развития;

12) детский церебральный паралич;

14) травма черепа, перенесенная в текущем году;

14) эпилепсия, эпилептиформный синдром;

15) энурез;

16) экзема, нейродермит (при распространении кожных изменений);

17) миопия с наклонностью к прогрессированию (более – 2,0 Д).

Временная отсрочка рекомендуется также детям с существенным отставанием физического развития относительно региональных стандартов по длине и массе тела, биологическому (в том числе зубному) возрасту.

В исключительных случаях ввиду отсутствия врача-специалиста ориентировочная оценка состояния здоровья может выполняться средним медицинским персоналом.

Диагностика физического и моторного развития

Оценка биологического возраста. Темпы роста и развития ребенка зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом, учебной нагрузки и других. Некоторые дети растут и развиваются быстрее, другие – медленнее, даже находясь в сходных условиях. Даже в одной семье темпы развития детей могут различаться на 1-1,5 года. Для характеристики темпов роста и развития важно оценивать биологический возраст, то есть тот уровень созревания организма, который реально достигнут вне зависимости от времени, прошедшего со дня рождения.

Самый простой, но и самый грубый способ оценки биологического возраста – по пропорциям тела. При этом следует подчеркнуть, что отдельно длина или масса тела, а также размер любой части тела не могут быть использованы в качестве критериев биологического возраста. Превышение уровня физического развития над среднепопуляционными значениями, также как и его отставание, само по себе еще не говорит о степени зрелости организма.

Наиболее просто оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. В дошкольном возрасте (обычно – в 5-6 лет) дети переживают так называемый «полуростовой скачок роста». Полуростовой скачок заключается в существенном удлинении конечностей – рук и ног. Установить, произошел он уже или еще нет, можно с помощью так называемого «филиппинского теста» (впервые примененного антропологами при обследовании детей на Филиппинах): надо попросить ребенка достать правой рукой левое ухо, проведя руку над головой. У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников – тоже, а вот 4-5-летний ребенок не может этого сделать, поскольку его руки еще коротки. В этом случае филиппинский тест дает отрицательный результат. Результат этого теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто уровень развития скелета, а гораздо более важную характеристику – степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. По этой причине филиппинский тест рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости», то есть готовности организма ребенка к процессу школьного обучения. Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь – психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Рис. 10. Оценка биологической зрелости по результатам выполнения ребенком

«филиппинского теста». Пояснения в тексте.

Паспортный возраст, в котором проходит полуростовой скачок, может очень существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5,5 года, у других – только после 7 лет. В этом возрасте разница в два года весьма велика. Но такое разнообразие является нормальным, никаких поводов для беспокойства само по себе ускорение или замедление темпов физического развития не дает, важно, чтобы оно было гармоничным.

Осмотр зубов и составление зубной формулы. С позиций возрастной физиологии и стоматологии в смене зубов у детей выделяют 3 периода:

первый – у детей раннего возраста (до 2,5 г) происходит прорезывание молочных зубов с еще не сформировавшимися корнями;

второй – у детей в возрасте от 2,5 до 6 лет заканчивается прорезывание зубов и формирование их корней;

третий – у детей от 6 до 12 лет прорезываются постоянные зубы; начинается смена молочных зубов; рассасываются корни молочных зубов.

Прорезывание зубов – акт физиологический, характеризующий уровень биологического развития ребенка. Прорезывание постоянных зубов начинается в 5-6-летнем возрасте и заканчивается к 15-18 годам. Первыми прорезываются первые моляры, затем резцы, первые премоляры, клыки, вторые премоляры, а затем 8-е зубы «мудрости». На верхней и нижней челюсти справа и слева, соответственно, по 2 резца, 1 клыку, 2 малых коренных, 2 больших коренных и 1 большой коренной зуб «мудрости».

Соответствующие молочные и постоянные зубы по форме не отличаются друг от друга, но молочные зубы меньше по размерам и к моменту завершения рассасывания их корней имеют стертые резцовые края и жевательные поверхности. Прорезавшиеся постоянные зубы характеризуются наличием зубчиков по краю резцов и выраженными бугорками на поверхности малых и больших коренных зубов.

При осмотре ротовой полости определяется количество зубов, молочные или постоянные.

Время прорезывания постоянных зубов представлено в табл. 15.

Таблица 15

Физиологическая норма времени прорезывания постоянных зубов

Верхняя челюсть

Правая сторона

Левая сторона

6

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

6

6-7

10-12

10-11

11-12

8-9

7-8

7-8

8-9

11-12

10-11

10-12

6-7

6-7

11-13

10-12

9-11

7-8

6-7

6-7

7-8

9-11

10-12

11-13

6-7

6

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

6

Правая сторона

Левая сторона

Нижняя челюсть