logo
онтогенез речевой деятельности

Этапы и особенности развития речи. Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев.

Период младенческих криков ( 0 — 2-3 мес.).

Крик — первая голосовая реакция ребенка. А. Н. Гвоздев описывал крики новорожденных как выдыхание при суженной голосовой щели при раскрытой полости рта, вследствие чегопоявляется звук гласного типа разной степени открытости. Характерно, что крик невозможно разбить на отдельные составляющие его элементы, выделить в нем те или иные звуки. Младенческие крики бесконечно вариативны по своим акстическим свойствам: ни один ребенок не кричит одинаково дважды и нет двух детей, крики которых подобны. Их невозможно запомнить и невозможно ибо они не поддаются квалификации каким — либо известным фонетическим признакам. Вместе с тем крик каждого ребенка обладает индивидуальными чертами, которые настолько хорошо выражены, что по особенностям крика можно опознать индивида так же безошибочно, как это делается по отпечаткам пальцев.

Крики, как реакция, могут выражать как дискомфортные функциональные состояния ( ребенок голодный, мокрый ), так и доставлять малышу удовольствие — крик активизирует деятельность артикуляционного, речевого, дыхательного и голосового аппаратов и для ребенка одного года произношение звуков является очень интересной ему игрой.

Период гуления ( 1,5-3 мес. - 6 мес.).

Период гуления отмечается у всех детей уже в 1,5 месяца, а затем, в 2-3 месяца, ребенок проявляет голосовые реакции в воспроизведении следующих звуков: «а-а», «у-у», « бу-бу», а у некоторых детей появляются сложные комплексы звуков, вроде «агу», «тиль», «тилья» и т. п. Позднее, они становятся основой для становления членораздельной речи. Гуление по фонетическим характеристикам у всех детей народов мира одинаково. В процессе гуления ребенок играет со своим артикуляционным аппаратом, при условии, если он выспался, сыт, здоров и сухой. Взрослые начинают разговаривать с малышом, а тот им отвечает, т. е. На фоне положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией.

Расцвет гуления падает на 4-6 месяцы жизни. К этому моменту ребенок полностью осваивает национальную специфику эмоционально — выразительного произношения родной речи. Для понимания дальнейшего развития коммуникативно — познавательных средств важно подчеркнуть, что в звуковых комплексах гуления обладают эмоциональными значениями лишь определенные вокализированные участки. Связующие же их более или менее зашумленные участки, эмоционально незначимы. При восприятии материнской речи ребенок точно также принимает во внимание лишь ее вокализированные участки, а все то, что находится между ними он игнорирует. Однако, такое отношение к зашумленным участкам материнской речи постепенно изменяется. Ребенок на гране первого полугодия начинает опозновать специфические гласные тембры из безударных слогов, в которых они слиты с шумовыми элементами слога. Такие изменения связаны с усилением коммуникативно — позновательной мотивации и, следовательно, активации, последующих актов.

Пятый — шестой месяцы дают большой сдвиг в нервно — психическом развитии ребенка. На этом этапе возникает особенность в общении ребенка со взрослыми. Ребенок произносит звуки и производит движения в качестве способа заставить взрослого обратить на себя внимание и выразить ему свои желания.

На данном этапе в развитии ребенка выделяется и еще одна важная особенность: развитие подготовительных этапов активной речи. В 4 месяца малыш длительно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление, с разной интонацией. Он гулит часто и подолгу: в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки. Если ребенок слышит голос взрослого или самого себя, продолжительность гуления удлиняется и оно становится более разнообразным. Для развития гуления обязательным условием является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка.