logo
онтогенез речевой деятельности

Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет.

Начиная с 1 года, слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Он понимает слово «нельзя», если оно произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным действовать на поведение ребенка через речь, увеличивать количество понимаемых им слов, обозначающих названия игрушек, мебели, одежды, действий с предметами, движений, частей тела и т. д.

Постепенно, дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основании способности подражать растет словарь ребенка. Овладение активной речью нередко имеет характер «взрыва» - еще недавно ребенок молчал и вдруг заговорил так, что остановить его невозможно. Некоторые ученые связывают такую внезапность возникновения активной речи с открытием ребенком того факта, что каждый предмет имеет свое название.

Во втором полугодии второго года жихни ребенка на первое место выступает разнообразная самостоятельная деятельность, направляемая родителями и тесно связанная с этим восприимчивость ребенка к речевым импульсам. В совместных занятиях со взрослыми, которые показывают ребенку окружающий его мир, малыщ все лучше и лучше начинает понимать речь. Одновременно растет и целенаправленность его действий, развивается мотивация, сосредоточенность и внимание. Ребенок начинает задавать вопросы: «Что это?», «А что это?», или просто «Это?».

К концу 2 года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию — использоваться как средство общения с окружающими и, прежде всего, взролыми, появляются элементы монологической речи, к 3 годам проходит ситуационная речь, на смену ей приходит контекстная

В 3 года ребенок буквально начинает «засыпать» взрослых вопросами об окружающем мире. Словарный запас составляет 800 — 1300 слов. Ребенок уже может рассказывать короткие истории или эпизоды, в его речи начинают доминировать вопросительные вопросы. Развитие речи происходит дифференцированно по времени, так как здесь многое зависит от условий, в которых он живет. Кроме того, играют роль наследственные и врожденные факторы, такие как тип нервной системы, динамичность нервных процессов, сфера чувственного восприятия, а также приобретенные факторы — речевые навыки, наблюдательность и т. д.

Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся одним звуком ( ложка-кошка-мошка ), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к его точному воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить точную структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответсвующей последовательности ( например, слово «велосипед» произносят «апипед», «весипед» ).