logo
онтогенез речевой деятельности

Морфологический способ

(образование новых слов с помощью словообразовательных морфем) – самый распространённый в современном русском языке.

Аффиксация – это образование новых слов путём присоединения к производящей основе или производящему слову тех или иных словообразовательных аффиксов.

  1. Суффиксальный способ – это образование новых слов путём присоединения к производящей основе суффиксов: гордый – гордость, глаз – глаз-н-ой.

  2. Приставочный способ – это образование новых слов путём присоединения к производящему слову приставок: группа – под-группа, грузить – разгрузить.

  3. Приставочно-суффиксальный способ – это образование новых слов путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса: берёза – под-берёзовик, окно – под-окон-ник.

Следует отличать слова, образованные одновременным присоединением приставки и суффикса, от слов, в которых приставка и суффикс добавлялись постепенно, на разных этапах словообразования, например: оружие – вооружить вооружение (способ образования морфологический, суффиксальный); люди – нелюдимый (приставочно-суффиксальный способ образования); нелюдимый – нелюдимость (суффиксальный способ образования) и т.д.

  1. Бессуфиксный способ – это образование имён существительных от основ глаголов и прилагательных, при котором производящая основа без присоединения каких-либо суффиксов становится основой существительного: выходить – выхожу, заплывать – заплыв^, зелёный – зелень^, сухой – сушь\^\.

  2. Сложение – это способ образования новых слов соединением двух и более основ или слов. В зависимости от того, что объединяется при образовании новой лексической единицы, различаются способы сложения слов и сложения слов.

При сложении основ образуются сложные слитные слова. Основы могут соединяться при помощи соединительных гласных –о-, -е- (чернозём, сталевар) или без помощи соединительных гласных (завуч, спецкор). При соединении основ без соединительных гласных образуется сложносокращённое слово – аббревиатура (от лат. abbreviare – сокращённо излагать).Сложению основ часто сопутствует суффиксация: добрая воля – добровольный, плавить сталь – сталеплавильный, иной город – иногородний. Такой способ называется сложносуффиксальным (или сложение с суффиксацией).

Среди неморфологических способов словообразования различают:

Лексико-семантический способ

появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например: прапорщик (знаменосец)> прапорщик (воинское звание), бригадир (воинское звание)> бригадир (руководитель трудового коллектива).

Морфолого-синтаксический способ

появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую. Например: столовая (ложка) [прилаг.]> столовая (помещение) [сущ], караул [сущ.]>караул! [междом.].

Лексико-синтаксический способ

появление новых слов в результате сочетаний слов. Например: высококачественный <высоко+качественный; тотчас< тот + час.

Процесс овладения детьми словообразования.

Процесс овладения словообразованием давно является интересным вопросом для психологов и лингвистов. Алексеева М.М., Яшина В.И, Лепская Н.И, Арушанова А.Г, Фомичева М.Ф. рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития.

По мнению Арушановой А.Г.,основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В младшем дошкольном возрасте, это ситуативно-деловое общение, в старшем- внеситуативное общение. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно.

Как утверждает Смирнов В.М., уже на третьем году жизни ребенок при полноценном развитии речи начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется, как однословными предложениями, так и предложениями из нескольких слов.

Недостаточная осознанность и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи полушария мозга. У детей в этот период отрабатывается правильное произношение фонем, усваиваются первые грамматические формы, появляются многословные фразы, придаточные предложения, а к концу третьего года жизни - соединительные союзы и местоимения. Это свидетельствует об овладении речедвигательными алгоритмами родного языка. Основное формирование функциональной речевой системы заканчивается, однако совершенствование ее продолжается на четвертом и пятом году жизни.

Первые словосочетания либо заимствованы из речи окружающих, либо являются творчеством ребенка, на что указывает их оригинальный характер. Слова, употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в которой они были заимствованы из речи окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания.

Д. Эльконин, как и Л. Выготский, считает, что на первом этапе у ребенка нет выделение предмета как такового. Часы, например, это и маленькие часики, и большие настенные, и будильник. Таким образом, первые обобщения возникают в период, подготовительный к появлению самостоятельной речи, в основе чего лежит, возможно, выделение легко замечаемых признаков.

Идет интенсивное накопление названий предметов. Сначала усваивается понимание непосредственно окружающих ребенка вещей, затем имен взрослых и названий игрушек, изображений предметов одежды и, наконец, частей тела и лица.

Постепенно к 2-м годам ребенок понимает уже все слова, обращенные к нему взрослым, может выполнять команды, произнесенные, а не произведенные.

Сроки начала интенсивного роста активного словаря, появление двух- и трехсловных предложений, возникновения вопросов, обращенных к взрослым, зависят в первую очередь от характера отношений взрослых и ребенка, от особенностей общения между ними. Когда с ребенком мало говорят, либо спешат выполнить все его желания без слов, речь ребенка может отставать.

Наиболее благоприятный возраст для развития речи ребенка - это период от 1,5 до 3 лет. Если ребенок по каким - либо причинам не получил должного речевого развития, то потом с огромным трудом наверстывает упущенное. Имеются случаи задержки развития речи ребенка на стадии ситуативной речи. Причин много, но если ребенок здоров, то основными являются педагогические промахи родителей.

При правильном воспитании резкий перелом в развитии речи ребенка обычно происходит в начале второй половины 2-го года жизни, когда наряду с увеличением количества употребляемых слов возникают первые двух - трехсловные предложения. Ребенок обращается ко взрослым по любому поводу. Собственная речь ребенка уже включена в его деятельность, часто сопровождая манипулирование с предметами, игрушками. Речь становится организатором его действий, входя в них как обязательный компонент. Многозначные слова отходят на второй план, заменяясь более устойчивыми, с ясно выраженной предметной отнесенностью.

На 2-м и 3-м году жизни ребенок общается со взрослыми с помощью речи. Здесь уже следует вводить контекстную речь (это более высокий уровень овладения речевой деятельностью, так как говорящему необходимо четко представлять себе последовательность событий, о которых пойдет речь, суметь найти нужные формы для выражения и этой последовательности, и своего отношения к событию). Работу над речью необходимо планомерно, постепенно усложняя от ответов на вопросы, до пересказа, например, сказки. В школьном возрасте данная речь будет продолжена в овладении объяснительной речью. В этот период у дошкольников идет интенсивный запас слов. К концу 3-го года жизни он уже может достигнуть от 1200 до 1500 слов.

Нормально развивающийся ребенок, прежде всего, усваивает падежные формы.

Переломным моментом в овладении ребёнка словообразовательными нормами считается возраст 3 - 3,5 именно тогда у детей начинается активный процесс словотворчества. Причем дети правильно чувствуют язык, понимают, что употребление определенных суффиксов приведет к созданию образа маленького зверька. И пусть они называют их не правильно с точки зрения лексикологии, но формально они действуют верно. (Гвоздев приводит пример игры с сыном: я мишульчик, а ты медведь).

Необходимо работать над речью, развивать культуру речи, развивать фонематический слух. Постепенно речь становится важным условием планирования дальнейших действий. Сначала ребенок проговаривает все свои последующие действия, но позже, такая речь становится внутренней.

К 4-5 годам дети начинают употреблять в своей речи существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги.

В 5-6 лет дети употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу.

В 6-7 лет у детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употребляют разные части речи точно по смыслу.

Особая роль при овладении словообразованием языка отводится взаимоотношению наглядного представления и генерализации языковых средств (А.М. Шахнорович и др.).

Представление рассматривается как ведущий способ отражения и генерализации в младшем дошкольном возрасте. Роль наглядного представления состоит в том, что на его основе происходит овладение внешней (материальной) структурой знака языка. Одним из таких знаков является морфема.

Морфема представляет «единство грамматическое и семантическое» (А.М.Шахнарович), она является «оперативной единицей нашей памяти» (Е.С.Кубрякова).

На основе наглядного представления усваивается мотивированность знаковой формы, осуществляется установление связи «форма – реальные отношения», ориентировка на общую звуковую характеристику морфемы, а в дальнейшем и учёт тонкого фонематического состава слова. Ориентировка ребёнка в сфере звучащей речи приводит его к вычленению морфемы в слове. По мнению А.А.Леонтьева, осознание проходит ряж этапов: вычленение, подлинное осознание.

Предметная деятельность приводит к тому, что у ребёнка создаётся наглядное представление о действительности. Устанавливаются две связи «морфема-звучание», «морфема – предметные отношения». В представлении ребёнка эти связи пересекаются и служат основой генерализации: аналогичные явления обозначаются аналогичным образом. Генерализованное отношение является базой появления модели-типа.