logo
онтогенез речевой деятельности

Речевые ошибки и причины их возникновения.

Грамматические ошибки представляют собой случаи несоблюденияграмматических норм (морфологических, синтаксических), они не зависят отформы речи, поэтому встретить мы их можем как в устной, так и вписьменной речи школьников. В методике обучения русскому языку ихназывают речевыми. Дело в том, что подавляющее большинствоорфографических правил тесно связано с грамматикой, требует для своего

применения умения быстро определить грамматические признакизаписываемых слов, их морфологическую структуру, в некоторых случаях - синтаксические связи между словами. К определению «речевая ошибка»ученые подходят по-разному.

В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачновыбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженнаяморфологическая форма».

Цейтлин С. Н. понимает под речевыми ошибками «любые случаиотклонения от действующих языковых норм». При этом языковая норма –«это относительно устойчивый способ (или способы) выражения,отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный влучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частьюобщества».

Наиболее полное определение речевых ошибок и недочетов дано вработах Т. А. Ладыженской. По ее мнению «весь отрицательный языковойматериал делится на ошибки и недочеты. Ошибка – это нарушениетребований правильности речи, нарушение норм литературного языка…Недочет – это нарушение требований правильности речи, нарушениерекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной ивыразительной».

Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевыхошибок. Поэтому работа по предупреждению и устранению речевых ошибок– важная составная часть общей работы по развитию речи в школе.Для того чтобы эффективнее организовать работу по предупреждениюречевых ошибок, а в частности грамматических необходимо знать ихлингвистическую и психологическую природу.

Причины возникновения грамматических ошибок

Цейтлин С. Н. выделяет три основные причины нарушений языковых нормв речи детей.

Главной причиной является «давление языковой системы». Для того,чтобы оценить воздействие этого фактора на речь детей, необходиморассмотреть, как вообще происходит овладение речью, обратившись кпротивопоставлениям «язык – речь», «система – норма». «Язык понимают,как абстрактную сущность, недоступную для непосредственного восприятия.

Речь представляет собой реализацию языка, его конкретное воплощение всовокупности речевых актов». Нельзя овладеть речью, не постигая языка, какособого рода устройства, ее порождающего. Ребенок вынужден добыватьязык из речи, т. к. другого пути овладения языком не существует.«Однако язык, добываемый детьми из речи (детский язык), не вполнеадекватен тому языку, который управляет речевой деятельностью взрослыхлюдей (нормативный язык)». Детский язык представляет собой обобщенныйи упрощенный вариант нормативного языка. Грамматические и лексическиеявления в нем унифицированы. Это связано с тем, что в детском языкепервоначально отсутствует членение на систему и норму. Известно, чтонорма усваивается гораздо позднее, чем система.

Другой фактор, обусловливающий возникновение речевых ошибок удетей – влияние речи окружающих. Если в ней встречаются случаинарушения норм литературного языка, то они могут воспроизводитьсядетьми. Эти нарушения могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса,фонетики и представляют собой элементы особой разновидности языка,обычно называемой просторечием. Просторечие является мощнымотрицательным фактором, воздействующим на формирование детской речи иобусловливающим значительное число разнообразных ошибок.

Помимо этого, в качестве фактора, способствующего возникновениюречевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи.В сознании производителя речи происходит несколько сложныхпроцессов: отбор синтаксической модели из числа хранящихся вдолговременной памяти, выбор лексики для заполнения синтаксическоймодели, выбор нужных форм слов, расстановка их в определенном порядке.

Все эти процессы протекают параллельно. Каждый раз происходит сложная,многоаспектная работа по оформлению речевого произведения. При этомогромную роль играет оперативная память, «главная функция которой«удержание» уже произнесенных фрагментов текста и «упреждение» еще непроизнесенных». Именно недостаточным развитием оперативной памятидетей объясняются многие речевые ошибки.

Черемисин П. Г. в своих работах придерживается мнения Цейтлин С.Н. исчитает, что «речевые ошибки возникают в связи с несоблюдением такихязыковых норм, в соответствии с которыми должна создаваться литературнаяречь» т. е. причины возникновения речевых ошибок лингвистичны.

Львов М.Р. не выделяет общие причины возникновения речевых ошибок, а

рассматривает частные случаи в классификации. Преимущество такогопостроения теоретического материала в том, что четко видно, какие причинылежат в возникновении конкретного вида ошибок.

Таким образом, согласно анализу методической, лингвистическойлитературы грамматическая ошибка – это отклонение от нормылитературного языка. А влияние на развитие речи детей оказывает как речьокружающих, так и специально организованная работа.