Речевые ошибки и причины их возникновения.
Грамматические ошибки представляют собой случаи несоблюденияграмматических норм (морфологических, синтаксических), они не зависят отформы речи, поэтому встретить мы их можем как в устной, так и вписьменной речи школьников. В методике обучения русскому языку ихназывают речевыми. Дело в том, что подавляющее большинствоорфографических правил тесно связано с грамматикой, требует для своего
применения умения быстро определить грамматические признакизаписываемых слов, их морфологическую структуру, в некоторых случаях - синтаксические связи между словами. К определению «речевая ошибка»ученые подходят по-разному.
В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачновыбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженнаяморфологическая форма».
Цейтлин С. Н. понимает под речевыми ошибками «любые случаиотклонения от действующих языковых норм». При этом языковая норма –«это относительно устойчивый способ (или способы) выражения,отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный влучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частьюобщества».
Наиболее полное определение речевых ошибок и недочетов дано вработах Т. А. Ладыженской. По ее мнению «весь отрицательный языковойматериал делится на ошибки и недочеты. Ошибка – это нарушениетребований правильности речи, нарушение норм литературного языка…Недочет – это нарушение требований правильности речи, нарушениерекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной ивыразительной».
Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевыхошибок. Поэтому работа по предупреждению и устранению речевых ошибок– важная составная часть общей работы по развитию речи в школе.Для того чтобы эффективнее организовать работу по предупреждениюречевых ошибок, а в частности грамматических необходимо знать ихлингвистическую и психологическую природу.
Причины возникновения грамматических ошибок
Цейтлин С. Н. выделяет три основные причины нарушений языковых нормв речи детей.
Главной причиной является «давление языковой системы». Для того,чтобы оценить воздействие этого фактора на речь детей, необходиморассмотреть, как вообще происходит овладение речью, обратившись кпротивопоставлениям «язык – речь», «система – норма». «Язык понимают,как абстрактную сущность, недоступную для непосредственного восприятия.
Речь представляет собой реализацию языка, его конкретное воплощение всовокупности речевых актов». Нельзя овладеть речью, не постигая языка, какособого рода устройства, ее порождающего. Ребенок вынужден добыватьязык из речи, т. к. другого пути овладения языком не существует.«Однако язык, добываемый детьми из речи (детский язык), не вполнеадекватен тому языку, который управляет речевой деятельностью взрослыхлюдей (нормативный язык)». Детский язык представляет собой обобщенныйи упрощенный вариант нормативного языка. Грамматические и лексическиеявления в нем унифицированы. Это связано с тем, что в детском языкепервоначально отсутствует членение на систему и норму. Известно, чтонорма усваивается гораздо позднее, чем система.
Другой фактор, обусловливающий возникновение речевых ошибок удетей – влияние речи окружающих. Если в ней встречаются случаинарушения норм литературного языка, то они могут воспроизводитьсядетьми. Эти нарушения могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса,фонетики и представляют собой элементы особой разновидности языка,обычно называемой просторечием. Просторечие является мощнымотрицательным фактором, воздействующим на формирование детской речи иобусловливающим значительное число разнообразных ошибок.
Помимо этого, в качестве фактора, способствующего возникновениюречевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи.В сознании производителя речи происходит несколько сложныхпроцессов: отбор синтаксической модели из числа хранящихся вдолговременной памяти, выбор лексики для заполнения синтаксическоймодели, выбор нужных форм слов, расстановка их в определенном порядке.
Все эти процессы протекают параллельно. Каждый раз происходит сложная,многоаспектная работа по оформлению речевого произведения. При этомогромную роль играет оперативная память, «главная функция которой«удержание» уже произнесенных фрагментов текста и «упреждение» еще непроизнесенных». Именно недостаточным развитием оперативной памятидетей объясняются многие речевые ошибки.
Черемисин П. Г. в своих работах придерживается мнения Цейтлин С.Н. исчитает, что «речевые ошибки возникают в связи с несоблюдением такихязыковых норм, в соответствии с которыми должна создаваться литературнаяречь» т. е. причины возникновения речевых ошибок лингвистичны.
Львов М.Р. не выделяет общие причины возникновения речевых ошибок, а
рассматривает частные случаи в классификации. Преимущество такогопостроения теоретического материала в том, что четко видно, какие причинылежат в возникновении конкретного вида ошибок.
Таким образом, согласно анализу методической, лингвистическойлитературы грамматическая ошибка – это отклонение от нормылитературного языка. А влияние на развитие речи детей оказывает как речьокружающих, так и специально организованная работа.
- Оглавление
- @1. Аратскова Анастасия Психологические предпосылки развития речи; создание необходимых условий для их реализации.
- Введение.
- Психологические предпосылки развития речи.
- I подэтап – рефлекторный крик или рефлекторные звуки (от 0 до 1,5 месяцев)
- II подэтап – гукание, начальное гуление (от1,5 месяцев до 2 месяцев)
- III подэтап – гуление (от 2 месяцев до 5-6 месяцев)
- IV подэтап – лепет (от 5-6 месяцев до 8,5 месяцев)
- V подэтап – модулированный лепет (от 8,5 месяцев до 9,5 месяцев)
- VI подэтап – первые слова (от 9,5 месяцев до 12 месяцев) Развитие предпосылок импрессивной речи
- Развитие предпосылок экспрессивной речи.
- Развитие предпосылок связной речи.
- Создание условий для реализации психологических предпосылок речи.
- Заключение.
- Список литературы.
- @Тест Социальные условия нормального речевого онтогенеза, понятие речевой (социальной) среды и социальной депривации в педагогике
- Исследование феномена «социальной среды»
- Значение социальной среды для нормального речевого развития
- Проблемы социализации детей
- Проблема социальной депривации
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Факторы речевого развития человека.
- Введение.
- Характеристика основных этапов речевого развития.
- Преддошкольный период.
- Дошкольный период.
- Школьный период.
- Факторы развития речи.
- Причины, влияющие на развитие речи.
- Заключение.
- Список литературы.
- Ключ к тесту.
- Научные основы развития речи:Психологическая, лингвистическая, психолингвистическая
- Терминологический словарь
- Введение
- Общие сведения о речи
- Речь и ее виды
- Речь и мышление
- Основы развития речи
- Заключение
- Список литературы
- @Ключ к тесту Психологическая периодизация речевого развития в норме. Её принципы. Этапы нормального речевого онтогенеза у ребенка. Терминологический словарь.
- Введение
- Этапы нормального речевого онтогенеза у ребенка. Подготовительный этап формирования речи (от рождения до 1 года).
- Преддошкольный этап формирования речи (от 1 года до 3 лет).
- Дошкольный этап формирования речи (от 3 — 7 лет)
- Школьный период речевого развития (от 7 — 17 лет).
- Заключение.
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Лингвистическая периодизация развития речив норме по а.Н Гвоздеву
- Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8мес.До 1 года 10 мес.)
- Закономерности овладения звуковой стороной речи: характеристика периода «дофонемного» развития речи. Терминологический словарь
- Актуальность вопроса
- Содержание вопроса
- Литература
- Развитие детской речи от 0 до 3-х лет. Краткая характеристика.
- Начало «фонемного» развития речи.
- Фонетические нарушения.
- Литература
- Последовательность овладения согласными фонемами, зависимость их появления от типа артикуляционной работы, трудности этого процесса пути преодоления Терминологический словарь
- Введение(актуальность темы)
- Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Ключк тесту
- Особенности и последовательность освоения словаря ребенком; переход от ситуативной к предметной и понятийной отнесенности слов; типичные ошибки в употреблении слов Терминологический словарь
- Введение
- Этапы и особенности развития речи. Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев.
- Развитие речи ребенка от 6 до 12 месяцев.
- Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет.
- Развитие речи ребенка от 4 до 5 лет.
- Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет.
- Переход от ситуативной к понятийной отнесенности слов.
- Типичные ошибки в употреблении слов.
- Заключение: выводы.
- Список литературы.
- @ Ключ к тесту Этапы формирования понятийного содержания слов; последовательность, закономерности и трудности этого процесса (по Кольцовой м.М.) План:
- Терминологический словарь
- Актуальность.
- Становление речи.
- Понятийное значение языкового знака.
- Основные направления логопедической работы по обогащению словарного запаса детей с онр.
- Основные этапы по обогащению словарного запаса детей с онр.
- Заключение.
- Список литературы.
- Ключ к тесту.
- Введение
- Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.
- Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.
- Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.
- Пути формирования грамматической стороны речи у детей
- Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
- Исправление грамматических ошибок.
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Закономерности и особенности освоения морфологической стороны языка; последовательное овладение грамматическими категориями; типичные ошибки и пути их преодоления. Содержание.
- Терминологический словарь
- Введение.
- Овладение морфологией.
- Освоение и развитие грамматики. Детское словотворчество.
- Речевые ошибки и причины их возникновения.
- Пути предупреждения и устранения типичных грамматическихошибок.
- Список литературы.
- Заключение.
- Ключ к тесту
- Терминологический словарь
- Словообразование как лингвистическое понятие.
- Морфологический способ
- Примеры детского словотворчества.
- Заключение
- Список используемой литературы.
- Ключи к тесту:
- Понятие «связной речи», ее значение для развития ребенка ( переход от ситуативной к контекстной, от диалогической к монологической) Терминологический словарь
- Актуальность темы
- Развитие связной речи
- Что способствует развитию связной речи?
- Развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной)
- Развитие связности детской речи (от речи диалогической к монологической)
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Развитие синтаксиса и синтаксические ошибки в онтогенезе Синтаксис
- Формирование синтаксической структуры предложения в онтогенезе
- Закономерности овладения синтаксисом в онтогенезе
- Развитие грамматического строя
- Список литературы
- @Тест Закономерности освоения диалогической речи в дошкольном возрасте: понятия, навыки и умения, последовательность развития диалога в разных возрастных этапах. План:
- Введение
- Терминологический словарь
- Введение
- Понятие диалогической речи
- Навыки и умения диалога Группы диалогических умений:
- Последовательность развития диалога на разных возрастных этапах
- Своеобразие детского диалога
- Обучение диалогической речи в процессе общения
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту