logo
онтогенез речевой деятельности

Последовательность развития диалога на разных возрастных этапах

В группах раннего возраста: ставится задача развития понимания речи окружающих и использование активной речи детей как средства общения. Учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на вопросы взрослых. Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умения задавать вопросы.

В младшемдошкольном возрасте: легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, уметь выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых. Следует воспитывать потребность делится своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду, семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где?).

В среднем дошкольном возрасте: охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними. Взаимоотношений с окружающими, поддерживать стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях, отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклонятся от содержания вопроса, участвовать в коллективных беседах, где требуется отвечать тогда, когда спрашивает воспитатель. Слушать высказывания товарищей, культура общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте!Доброе утро!). Отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с не знакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

В старшем дошкольном возрасте: отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умения участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Уметь формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, не перебивать его. Дети этого возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета (Сережа, могу я тебя попросить принести одежду из сушилки? Благодарю вас! Спасибо!).

Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами, во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику. Разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно, не вмешиваться в разговор взрослых, быть общительным и приветливым, без навязчивости.