logo
онтогенез речевой деятельности

Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет.

В 6 лет у ребенка совершенствуется свяная, монологическая и диалогическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует внимание, главным образом, на основных деталях, а второстепенные, менее важные, опускает.

В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает основными грамматическими закономерностями языка. Он правильео строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка — дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспрастраненные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в речи ребенка появляются и распрастраненные предложения, содержащие кроме подлежащего и сказуемого, определения и обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет формы косвенных падежей. Усложняются грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами «потому что», «если», «когда». Все это свидетельствует о усложняющихся процессах мышления ребенка, что находит свое выражение в речи. Диалогическая речь ребенка выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

Таким образом, фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

В 7 лет также увеличивается словарный состав речи, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык.

Словарь ребенка, поступающего в школу содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях да 10 тысяч слов. Преобладают существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Речь становится все более точной и в структурном отношении, она достаточно развернута, логически последовательна. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказываний. Ребенок способен сам давать описание игрушки, предмета, описывать различные события, которые не только произошли, но и те, которые могли бы произойти до увиденного или после.

Для связи простых предложений ребенок использует соединительные, противительные и разделительные союзы, в сложные предложения включает причастные и деепричастные обороты., правильно согласовывает слова между собой, употребляет падежные окончания.

Произносительная сторона речи ребенка 7 лет достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы, предложения, говорит громко, но в зависимости от ситуации умеет говорить тихо или шепотом, умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова,учитывая при этом нормы литературного произношения;пользуется интонационными средствами выразительности.