Исследование феномена «социальной среды»
Социальные преобразования, происходящие в России, изменили современную образовательную ситуацию таким образом, что речевое развитие детей становится одной из актуальных педагогических проблем. С позиций гуманистической педагогики, когда ребёнок оказывается активным участником образовательного процесса, образование представляет собой диалог, необходимым условием которого выступает достаточное речевое развитие его участников. В связи с переходом начальной школы к вариативному образованию и началом школьного обучения в более ранние сроки, изменяются требования к речевому развитию детей, поскольку оно теснейшим образом связано с интеллектуальным и личностным развитием. В то же время, как показывают современные исследования (К.Г.Беккер, Л.С.Волкова, В.Г.Степанов, Л.ГЛстребова и др.), количество детей с недостаточным речевым развитием неуклонно возрастает. Одной из главных причин этого исследователи считают неблагополучную среду становления речи. Несмотря на глубокое, многоаспектное изучение феномена речи (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, А.Алеонтьев, Ж.Пиаже, А.А.Реформатский, Л.Рубинштейн и др.) и речевого развития (Л.В.Ворошина, М.Е.Елагина, М.И.Лисина, Р.И.Лалаева, Е.И.Тихеева и др.), широкое изучение в педагогической науке и практике методики развития детской речи (М.РЛьвов, А.В.Поляков, Т.Г.Рамзаева, Г.С.Щеголева и др.) процесс речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточно понят и изучен. Современной наукой широко исследовалась категория среды (Е.Ф.Губенко, Д.С.Дерябо, М.Зорин, Ю.С.Зинченко и др.). Дифференцированно изучались феномены "социальная среда" (И.В.Куликов, В.Д.Семёнов, И.П.Пидкасистый и др.), "образовательная среда" (С.М.Зорин, Н.В.Бордовская, А.П.Курепин, В.Д.Шапова и др.), "воспитательная среда" (И.В.Кулешов, Ю.С.Мануйлов, Л.И.Новикова, Н.И.Селиванова и др.) Большинство исследователей (Е.М.Мастюкова, Р.Е.Левина, В.Петерина и др.) подтверждают мысль о том, что в разные возрастные периоды влияние среды на речевое развитие должно быть различным.
Наиболее широко изучено средовое влияние на детскую речь в период её возникновения с двух до пяти лет (М.И.Лисина, Е.Л.Мастюкова, Е.И. Тихеева и др.). Многие исследователи (К.Г.Беккер, Л.С.Волкова, Р.Е.Левина, М.Р. Львов, Г.Щёголева и др.) признают младший школьный возраст завершающим сензитивным периодом речевого развития, считают его последней возможностью вмешаться в процесс становления речевой функции, осознать ответственность взрослых за тот "инструмент", с помощью которого ребёнок сможет реализовать своё право быть существом не только биологическим, социальным, но и свободным, имеющим право на свою собственную точку зрения. При этом влияние вербально-коррекционной среды на речевое развитие детей младшего школьного возраста недостаточно раскрыто. Таким образом, в современной образовательной ситуации резко возрастает объективная необходимость в целенаправленной работе с младшими школьниками, имеющими различные уровни речевого развития. Вместе с тем, в условиях личностно-ориентированного образования педагогические техники речевого развития в условиях вербально-коррекционной среды мало разработаны.
Подготовка педагога начальной школы не позволяет эффективно реализовывать потенциал взаимодействия педагога и детей с различными уровнями речевого развития. В то же время подготовленные специалисты сервисной службы образовательных учреждений (учителя-логопеды) осуществляют коррекционно-развивающую деятельность только в отношении детей с тяжелыми нарушениями речи.
Речевая среда представляет собой культурно-образовательное пространство, включающее в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, вне учебная работа, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
В основе такого подхода лежат культурно-исторические воззрения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. Традиции культурно-исторического развития личности продолжены в работах Д. Б. Эльконина: создание вариативного образовательного пространства, основанного на «погружении детей в жизнетворческую среду».
Исследования А. Г. Асмолова, Б. С. Гершунского представляют методологические ориентиры понимания современной образовательной среды, нацеленной на саморазвитие личности, выбор личностью своей «неповторимой траектории» развития.
К методологическим ориентирам порождения речевого высказывания они относят общие этапы:
1) формирование замысла высказывания;
2) реализация программы высказывания;
3) сопоставление реализованного высказывания с исходным замыслом.
В процессе создания письменного высказывания учащийся опирается на знание лингвистических и экстралингвистических фактов: прежде чем написать сочинение, ученик должен усвоить информацию, созданную множеством людей предшествующих поколений, отобрать и структурировать в соответствии с замыслом и только потом «замысел транспортируется в письменное высказывание средствами языка». К лингвистическим факторам относится знание законов развития языка, правил словоупотребления, норм использования языковых единиц, которые являются неизменными для носителей языка. В основе экстралингвистической информации лежит изменяющаяся внешняя среда, в которой формируется и развивается личность: традиции народа и региона, культурные потребности и интересы местного населения, «социокультурные и экономические особенности региона, национального языка и национальной литературы».
- Оглавление
- @1. Аратскова Анастасия Психологические предпосылки развития речи; создание необходимых условий для их реализации.
- Введение.
- Психологические предпосылки развития речи.
- I подэтап – рефлекторный крик или рефлекторные звуки (от 0 до 1,5 месяцев)
- II подэтап – гукание, начальное гуление (от1,5 месяцев до 2 месяцев)
- III подэтап – гуление (от 2 месяцев до 5-6 месяцев)
- IV подэтап – лепет (от 5-6 месяцев до 8,5 месяцев)
- V подэтап – модулированный лепет (от 8,5 месяцев до 9,5 месяцев)
- VI подэтап – первые слова (от 9,5 месяцев до 12 месяцев) Развитие предпосылок импрессивной речи
- Развитие предпосылок экспрессивной речи.
- Развитие предпосылок связной речи.
- Создание условий для реализации психологических предпосылок речи.
- Заключение.
- Список литературы.
- @Тест Социальные условия нормального речевого онтогенеза, понятие речевой (социальной) среды и социальной депривации в педагогике
- Исследование феномена «социальной среды»
- Значение социальной среды для нормального речевого развития
- Проблемы социализации детей
- Проблема социальной депривации
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Факторы речевого развития человека.
- Введение.
- Характеристика основных этапов речевого развития.
- Преддошкольный период.
- Дошкольный период.
- Школьный период.
- Факторы развития речи.
- Причины, влияющие на развитие речи.
- Заключение.
- Список литературы.
- Ключ к тесту.
- Научные основы развития речи:Психологическая, лингвистическая, психолингвистическая
- Терминологический словарь
- Введение
- Общие сведения о речи
- Речь и ее виды
- Речь и мышление
- Основы развития речи
- Заключение
- Список литературы
- @Ключ к тесту Психологическая периодизация речевого развития в норме. Её принципы. Этапы нормального речевого онтогенеза у ребенка. Терминологический словарь.
- Введение
- Этапы нормального речевого онтогенеза у ребенка. Подготовительный этап формирования речи (от рождения до 1 года).
- Преддошкольный этап формирования речи (от 1 года до 3 лет).
- Дошкольный этап формирования речи (от 3 — 7 лет)
- Школьный период речевого развития (от 7 — 17 лет).
- Заключение.
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Лингвистическая периодизация развития речив норме по а.Н Гвоздеву
- Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8мес.До 1 года 10 мес.)
- Закономерности овладения звуковой стороной речи: характеристика периода «дофонемного» развития речи. Терминологический словарь
- Актуальность вопроса
- Содержание вопроса
- Литература
- Развитие детской речи от 0 до 3-х лет. Краткая характеристика.
- Начало «фонемного» развития речи.
- Фонетические нарушения.
- Литература
- Последовательность овладения согласными фонемами, зависимость их появления от типа артикуляционной работы, трудности этого процесса пути преодоления Терминологический словарь
- Введение(актуальность темы)
- Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Ключк тесту
- Особенности и последовательность освоения словаря ребенком; переход от ситуативной к предметной и понятийной отнесенности слов; типичные ошибки в употреблении слов Терминологический словарь
- Введение
- Этапы и особенности развития речи. Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев.
- Развитие речи ребенка от 6 до 12 месяцев.
- Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет.
- Развитие речи ребенка от 4 до 5 лет.
- Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет.
- Переход от ситуативной к понятийной отнесенности слов.
- Типичные ошибки в употреблении слов.
- Заключение: выводы.
- Список литературы.
- @ Ключ к тесту Этапы формирования понятийного содержания слов; последовательность, закономерности и трудности этого процесса (по Кольцовой м.М.) План:
- Терминологический словарь
- Актуальность.
- Становление речи.
- Понятийное значение языкового знака.
- Основные направления логопедической работы по обогащению словарного запаса детей с онр.
- Основные этапы по обогащению словарного запаса детей с онр.
- Заключение.
- Список литературы.
- Ключ к тесту.
- Введение
- Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.
- Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.
- Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.
- Пути формирования грамматической стороны речи у детей
- Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
- Исправление грамматических ошибок.
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Закономерности и особенности освоения морфологической стороны языка; последовательное овладение грамматическими категориями; типичные ошибки и пути их преодоления. Содержание.
- Терминологический словарь
- Введение.
- Овладение морфологией.
- Освоение и развитие грамматики. Детское словотворчество.
- Речевые ошибки и причины их возникновения.
- Пути предупреждения и устранения типичных грамматическихошибок.
- Список литературы.
- Заключение.
- Ключ к тесту
- Терминологический словарь
- Словообразование как лингвистическое понятие.
- Морфологический способ
- Примеры детского словотворчества.
- Заключение
- Список используемой литературы.
- Ключи к тесту:
- Понятие «связной речи», ее значение для развития ребенка ( переход от ситуативной к контекстной, от диалогической к монологической) Терминологический словарь
- Актуальность темы
- Развитие связной речи
- Что способствует развитию связной речи?
- Развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной)
- Развитие связности детской речи (от речи диалогической к монологической)
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Развитие синтаксиса и синтаксические ошибки в онтогенезе Синтаксис
- Формирование синтаксической структуры предложения в онтогенезе
- Закономерности овладения синтаксисом в онтогенезе
- Развитие грамматического строя
- Список литературы
- @Тест Закономерности освоения диалогической речи в дошкольном возрасте: понятия, навыки и умения, последовательность развития диалога в разных возрастных этапах. План:
- Введение
- Терминологический словарь
- Введение
- Понятие диалогической речи
- Навыки и умения диалога Группы диалогических умений:
- Последовательность развития диалога на разных возрастных этапах
- Своеобразие детского диалога
- Обучение диалогической речи в процессе общения
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту