logo
онтогенез речевой деятельности

Развитие речи ребенка от 6 до 12 месяцев.

Во втором полугодии жизни формируется ситуативно — деловое общение со взрослыми, в котором главное для ребенка — совместная игра с предметами. Это общение остается главным примерно до 3-4 лет.

После 2-3 месяцев после начала гуления, появляется своеобразный эквивалент слова — это замкнутая последовательность слогов, объединенная акцентауцией, мелодикой и единством уклада артикуляционных органов. Псевдослова не имеют предметной соотнесенности. При нормальном протекании лепета ( начинается в 6-7 месяцев ) дети произносят слоги :»ма-ма», «ба-ба», «дя-дя», «да-да», «па-па» и т. п.; а затем соотносят их с окружающими определенными людьми. В процессе общения ребенок пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности речи, пытается повторять за взрослыми.

В период от 7 до 10 мес. Ребенок начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи. Отличие понимания от эмоционального общения состоит в том, что целью обращения взрослого к ребенку является не установление эмоционального контакта с ним, а выполнение ребенком какого — либо движения, действия, или, напротив, удержание от него. К 7 месяцам по просьбе взрослого ребенок находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли, а в 8 месяцев он по слову взрослого может показать несколько предметов, выполнять простые действия: хлопает, машет ручками и т. п.

На 8-9 месяцах малыш начинает подражать незнакомым звукам. Первоначальная реакция рефлекторно связана со звучанием слов, и только таким путем ребенок сможет научиться понимать смысл слова, поэтому, повторяя отдельные слова, малыша приучают к их звучанию .

В возрасте 9-10 месяцев происходит качественный скачок в речевом развитии ребенка — появляются первые общеупотребительные, предметно — отнесенные слова. Первые слова полисимантичны: слово «чашка» - «ча» может обозначать и «хочу пить», и «дай мне чащку» и т. д.

В возрасте 10-12 месяцев ребенок употребляет существительные в именительном падеже, единственном числе, затем усваивает повелительное наклонение глаголов.

Традиционно считается, что когда у ребенка появляется форма множественного числа, начинается овладение грамматикой. В зависимости от индивидуальных различий все дети по — разному продвигаеются в своем речевом развитии. Преостановка фонетического развития в этот период связана с увеличением числа слов активного словаря («нянькин язык»). Особенно важно на этапе раннего развития говорить с ребенком четко и правильно - речи ребенка появляется языковой знак. С этого момента слово начинает выступать как структурная единица языка и речи, и если ранние отдельные псевдослова возникали на фоне недифференцированной лепетной речи, то с того момента вся речь ребенка становится словесной.