logo
онтогенез речевой деятельности

Заключение

Настоящее исследование заключалось в том, как развивается у детей диалогическая речь. Так как она является наиболее социально значима для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному роду искажений личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Необходимо отметить, что практические работники не всегда в полной мере готовы к осуществлению речевого общения с детьми в повседневной жизни. Общение носит формальный характер, лишенный личностного смысла. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции ребенка, не хватает ситуаций способствующих развитию диалогической речи. Поэтому во время наблюдения за детьми на занятиях, видно, что детям неинтересно. Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы. Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личностного опыта: организацию словесного и коллективного творчества (сотворчества); обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать аргументировать высказывания.

Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд); театрализованные игры, дидактические игры. Целесообразно чаще организовывать игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; дополнять высказывания партнера; задавать вопросы; вежливо высказываться.