Заключение
Формирование грамматического строя языка протекает в общем русле речевого (языкового) развития, и формы, и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития, прежде всего этапы формирования форм речи, переход от дословесной смысло-семантической системы к ситуативной, фразовой непроизвольной речи.
В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.
На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи с взрослыми, инициативных высказываний.
На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»).
Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоение способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука.
Управление грамматическим развитием должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослыми деятельности, через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Такое общение может разворачиваться в форме речевого взаимодействия двоих собеседников (диалог), но может принимать и групповые формы (пилилог).
Разные стороны грамматического строя языка – синтаксис, морфологию, словообразование – ребенок усваивает по-разному, и на каждой возрастной ступени на передний план выступает что-то одно. Так, системой словоизменения – правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм, слов дети овладевают главным образом в младшем, среднем дошкольном возрасте. В старших группах на первый план выдвигается задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения слов, входящих в активный словарь ребенка.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, эмоций.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия. Формирование грамматического строя языка ребенка является «спонтанным» (А. В. Запорожец) процессом; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен не системно.
- Оглавление
- @1. Аратскова Анастасия Психологические предпосылки развития речи; создание необходимых условий для их реализации.
- Введение.
- Психологические предпосылки развития речи.
- I подэтап – рефлекторный крик или рефлекторные звуки (от 0 до 1,5 месяцев)
- II подэтап – гукание, начальное гуление (от1,5 месяцев до 2 месяцев)
- III подэтап – гуление (от 2 месяцев до 5-6 месяцев)
- IV подэтап – лепет (от 5-6 месяцев до 8,5 месяцев)
- V подэтап – модулированный лепет (от 8,5 месяцев до 9,5 месяцев)
- VI подэтап – первые слова (от 9,5 месяцев до 12 месяцев) Развитие предпосылок импрессивной речи
- Развитие предпосылок экспрессивной речи.
- Развитие предпосылок связной речи.
- Создание условий для реализации психологических предпосылок речи.
- Заключение.
- Список литературы.
- @Тест Социальные условия нормального речевого онтогенеза, понятие речевой (социальной) среды и социальной депривации в педагогике
- Исследование феномена «социальной среды»
- Значение социальной среды для нормального речевого развития
- Проблемы социализации детей
- Проблема социальной депривации
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Факторы речевого развития человека.
- Введение.
- Характеристика основных этапов речевого развития.
- Преддошкольный период.
- Дошкольный период.
- Школьный период.
- Факторы развития речи.
- Причины, влияющие на развитие речи.
- Заключение.
- Список литературы.
- Ключ к тесту.
- Научные основы развития речи:Психологическая, лингвистическая, психолингвистическая
- Терминологический словарь
- Введение
- Общие сведения о речи
- Речь и ее виды
- Речь и мышление
- Основы развития речи
- Заключение
- Список литературы
- @Ключ к тесту Психологическая периодизация речевого развития в норме. Её принципы. Этапы нормального речевого онтогенеза у ребенка. Терминологический словарь.
- Введение
- Этапы нормального речевого онтогенеза у ребенка. Подготовительный этап формирования речи (от рождения до 1 года).
- Преддошкольный этап формирования речи (от 1 года до 3 лет).
- Дошкольный этап формирования речи (от 3 — 7 лет)
- Школьный период речевого развития (от 7 — 17 лет).
- Заключение.
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Лингвистическая периодизация развития речив норме по а.Н Гвоздеву
- Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8мес.До 1 года 10 мес.)
- Закономерности овладения звуковой стороной речи: характеристика периода «дофонемного» развития речи. Терминологический словарь
- Актуальность вопроса
- Содержание вопроса
- Литература
- Развитие детской речи от 0 до 3-х лет. Краткая характеристика.
- Начало «фонемного» развития речи.
- Фонетические нарушения.
- Литература
- Последовательность овладения согласными фонемами, зависимость их появления от типа артикуляционной работы, трудности этого процесса пути преодоления Терминологический словарь
- Введение(актуальность темы)
- Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Ключк тесту
- Особенности и последовательность освоения словаря ребенком; переход от ситуативной к предметной и понятийной отнесенности слов; типичные ошибки в употреблении слов Терминологический словарь
- Введение
- Этапы и особенности развития речи. Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев.
- Развитие речи ребенка от 6 до 12 месяцев.
- Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет.
- Развитие речи ребенка от 4 до 5 лет.
- Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет.
- Переход от ситуативной к понятийной отнесенности слов.
- Типичные ошибки в употреблении слов.
- Заключение: выводы.
- Список литературы.
- @ Ключ к тесту Этапы формирования понятийного содержания слов; последовательность, закономерности и трудности этого процесса (по Кольцовой м.М.) План:
- Терминологический словарь
- Актуальность.
- Становление речи.
- Понятийное значение языкового знака.
- Основные направления логопедической работы по обогащению словарного запаса детей с онр.
- Основные этапы по обогащению словарного запаса детей с онр.
- Заключение.
- Список литературы.
- Ключ к тесту.
- Введение
- Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.
- Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.
- Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.
- Пути формирования грамматической стороны речи у детей
- Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
- Исправление грамматических ошибок.
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Закономерности и особенности освоения морфологической стороны языка; последовательное овладение грамматическими категориями; типичные ошибки и пути их преодоления. Содержание.
- Терминологический словарь
- Введение.
- Овладение морфологией.
- Освоение и развитие грамматики. Детское словотворчество.
- Речевые ошибки и причины их возникновения.
- Пути предупреждения и устранения типичных грамматическихошибок.
- Список литературы.
- Заключение.
- Ключ к тесту
- Терминологический словарь
- Словообразование как лингвистическое понятие.
- Морфологический способ
- Примеры детского словотворчества.
- Заключение
- Список используемой литературы.
- Ключи к тесту:
- Понятие «связной речи», ее значение для развития ребенка ( переход от ситуативной к контекстной, от диалогической к монологической) Терминологический словарь
- Актуальность темы
- Развитие связной речи
- Что способствует развитию связной речи?
- Развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной)
- Развитие связности детской речи (от речи диалогической к монологической)
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Развитие синтаксиса и синтаксические ошибки в онтогенезе Синтаксис
- Формирование синтаксической структуры предложения в онтогенезе
- Закономерности овладения синтаксисом в онтогенезе
- Развитие грамматического строя
- Список литературы
- @Тест Закономерности освоения диалогической речи в дошкольном возрасте: понятия, навыки и умения, последовательность развития диалога в разных возрастных этапах. План:
- Введение
- Терминологический словарь
- Введение
- Понятие диалогической речи
- Навыки и умения диалога Группы диалогических умений:
- Последовательность развития диалога на разных возрастных этапах
- Своеобразие детского диалога
- Обучение диалогической речи в процессе общения
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту