logo
онтогенез речевой деятельности

Литература

  1. Алексеева М.М, Яшина Б.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000

  2. \http://med-tutorial.ru

  3. \http://www.pedlib.ru

Тест

1. Кто занимался вопросами формирования звуковой стороны речи?

А. А.Н.Гвоздев

Б. В. И. Бельтюкова

В. Д.Б. Эльконина

Г. А.Н.Гвоздев, В. И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, М.Е. Хватцева

2. Что значит дофонемный период развития речи?

А. Подготовительный этап к речевой деятельности

Б. Самостоятельная речь ребенка

В. Умение ребенка говорить односложными предложениями

Г. Использование в самостоятельной речи односложных предложений

3.В какой период возникает лепет?

А. 3 мес

Б. 4-7,5 мес

В. 1,5 мес

Г. 2 мес

4.В каком возрасте в норме отмечается гуление?

А. 3 мес

Б. 4-7,5 мес

В. 1,5 мес

Г. 2 мес

5.В каком возрасте в лепете ребенка можно заметить интонацию?

А. 3 мес Б. 4-7,5 мес

В. 1,5 мес Г. 2 мес

@Ключ к тесту

Закономерности овладения звуковой стороны речи: характеристика периода «фонемного» развития речи; сложности этого процесса, типичные нарушения в произношении.

Психолингистическая концепция «речевого онтогенеза», его периоды.

За прошедшее полтора столетия особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследованиями – психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность. Среди трудов отечественных ученых следует прежде всего назвать исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Г.Л. Розенгард-Пупко, Р.М. Боскис и др. В исследованиях специалистов по лингвистике детской речи определена основная последовательность ее формирования: от стадии лепета до семи-девяти лет (А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, С.Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович).

В психолингвистике закономерности формирования речевой деятельности в онтогенезе являются предметом специального исследования; в последнее время они составили отдельную область этой науки- психолингвистику развития. За несколько десятилетий существования психолингвистики в рамках разных научных школ было создано несколько теоретических концепций, в которых с психолингвистических позиций была сделана попытка выявить общие закономерности овладения ребенком языком и навыками речевой деятельности. Наиболее объективной и научно обоснованной концепцией о закономерностях формирования речевой деятельности в онтогенезе является теоретическая модель, разработанная А.А. Леонтьевым. В его трудах дан так же обстоятельный критический анализ психолингвистических моделей речевого онтогенеза, разработанных зарубежными специалистами.

Онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых с ребенком, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности ребенка.

В своей психолингвистической концепции «речевого онтогенеза» АА Леонтьев опирается на методологические подходы выдающихся лингвистов и психологов XIX–XX столетий – В. Гумбольдта, P.O. Якобсона, Л.С. Выготского, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева и др. В качестве одного из основополагающих концептуальных положений АА Леонтьев приводит следующее утверждение В. Гумбольдта: «Усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением».

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» АА Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов, или «стадий»:

1-й – подготовительный (с момента рождения до 1 года);

2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет);

3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й – школьный (от 7 до 17 лет).