Формирование синтаксической структуры предложения в онтогенезе
В настоящее время особую актуальность приобретают исследования синтаксиса детской речи. Интерес к этим исследованиям широкого круга специалистов объясняется, с одной стороны, необходимостью пересмотра временных рамок становления речевой функции в онтогенезе, с другой стороны, значимостью синтаксиса в процессе формирования у детей языковой системы.
По словам Ф.А.Сохина, основное содержание вопроса об овладении ребёнком синтаксической системой языка заключается «не только и не столько в выяснении того, какими языковыми средствами пользуется ребёнок на том или ином этапе речевого развития, но, главным образом, того, как он ими овладевает и как пользуется в процессе выражения и понимания мыслей» (Ф.А.Сохин, 1955; с.55).
Существенной особенностью современных исследований синтаксиса детской речи является их обращение к концепции речевого мышления Л.С.Выготского (Л.С.Выготский, 1934, Дж.Брунер, 1971, 1984; Д.Слобин, 1976).
Различая два плана речи (внутренний, семантический и внешний, фазический), Л.С.Выготский описывает особые законы движения, характерные для этих планов. Наличие таких законов обнаруживает себя в целом ряде фактов, относящихся к области речевого развития ребёнка (Л.С.Выготский, 1999; с.285-336).
Одним из таких фактов является различная стратегия, выявляемая при овладении ребёнком семантическим и фазическим планами. Отмечено, что внешняя сторона речи развивается у ребёнка от слова к сцеплению двух-трёх слов, затем к простой фразе, затем к сложным предложениям и к связной (Л.С.Выготский, 1934; Ж.Пиаже, 1932; Т.Т.Аяпова, 1988 и др.). При этом по своему значению первое слово ребёнка есть однословное предложение. В развитии семантической стороны речи ребёнок начинает с целого, с предложения, и только позже переходит к овладению частными смысловыми единицами, значениями отдельных слов, расчленяя свою слитную, выраженную в однословном предложении мысль на ряд отдельных, связанных между собой словесных значений. Таким образом, развитие внутреннего и внешнего планов, при их подлинном единстве, идёт в противоположном направлении: смысловая сторона формируется от целого к части, от предложения к слову, а внешняя - от части к целому, от слова к предложению.
Многочисленные исследования показывают, что овладение семантической структурой высказывания происходит совместно с приобретением внеязыкового опыта в направлении всё большего структурирования познаваемого объективного мира (Л.С.Выготский, 1934; Дж.Брунер, 1984; Ю.А.Левицкий, 1995; Я.З.Неверович, 1948; Д.Слобин, Дж.Грин, 1976, Е.Ф.Соботович, 1997; А.М.Шахнарович, 1976; 1979; 1987; 1990; А.М.Шахнарович, Н.МЮрьева, 1995; и др.). В ходе этого процесса ребёнок начинает осознавать различия между предметами и явлениями окружающего мира, постигает множество связей между элементами действительности и элементами в структуре языка.
Если следовать определению предложения как сложного наименования отрезка неречевой ситуации, то развитие внутреннего плана речи по большей мере можно свести к установлению соответствия между структурой изображаемой ситуации и структурой предложения в речи.
Анализ процесса овладения ребёнком синтаксическим строем речи показывает, что формирование внутренне-речевой схемы высказывания отражает протекающие в сознании ребёнка когнитивные процессы, соответствующие уровню овладения предметно практическим и коммуникативным поведением (Е.Ю.Протасова, 1987; И.Н.Горелов, 1978; Дж.Брунер, 1984; Д.Слобин, Дж.Грин, 1976; П.М.Гринфилд, 1984; Д.Б.Эльконин, 1958).
Как отмечает Е.Ф.Соботович, на доязыковом уровне развития в процессе совместной предметно-практической и игровой деятельности взрослого и ребёнка, в ходе выполнения действий и их комментирования, привлечения внимания к тем или иным элементам наглядной ситуации у ребёнка вырабатывается умение самостоятельно структурировать данную ситуацию, то есть выделять её отдельные компоненты и устанавливать между ними связь (Е.Ф.Соботович, 1997). В результате этого ребёнок овладевает элементами совместного действия, их расположением, или порядком появления в определённой последовательности.
В работах ряда авторов (А.М.Шахнарович, 1995; А.Е.Супрун, 1968; и др.) убедительно показано, что в процессе предметных действий ребёнком выделяются значимые компоненты ситуации, имеющие для него самостоятельное значение и определяющие, прежде всего, предмет, затем действие, отделённое от предмета, на котором оно усвоено, потом объект действия и в последнюю очередь - субъект действия. Выделение этих компонентов ситуации во многом связано с формированием у ребёнка типов предикативности.
Выделяются следующие типы предикативности (А.М.Шахнарович, 1975):
1) утверждение, констатация фактов действительности,
2) констатация некоторого действия,
3) выражение качества, атрибуции предмета.
Предикация утверждения выражает свойственный детям интерес к наименованиям, что способствует спецификации предметов объективной действительности. Предикация этого типа сначала проявляется в форме однословных предложений, сопровождаемых указательными жестами. После чего жесты сменяются указательными словами (это, вот и др.), которые в свою очередь сменяются конвенциональными формами выражения.
Для предикации действия важно установление отношений между предметом и действием. Этот тип предикации также развивается постепенно. Первыми появляются односложные высказывания данного типа. В них пока ещё не различаются предмет и его состояние, поэтому вместо двух слов в субъектно-предикатной конструкции оречевляется лишь один член этого отношения, а другой член представляется перцептивно (например, жестом). В дальнейшем ребенок становится способным расчленять образы деятеля и действия и устанавливать соответствие между их наименованиями.
Вычленение деятеля и действия приводит к объединению названий этих элементов в предикативную синтагму, что в свою очередь обуславливает развитие пропозициональной структуры предложения.
Предикация атрибуции означает сформированность у ребенка умения различать объект и качества двух видов: сначала качество вообще и затем, качество, присущее именно данному предмету. Отделение качества от объекта на начальном этапе речевого развития проявляется в самостоятельном использовании названий качества в однословных предложениях (в этом случае названия качеств не вычленяются из ситуации, а выражают аффективные реакции ребёнка).
Развитие предикативности в детской речи проходит следующие этапы (А.М.Шахнарович, 1974; 1995):
1) нерасчлененность слова-предложения и ситуации;
2) соединение в предложение названий - отдельных элементов ситуации (без выражения связей);
3) соединение отдельных названий элементов ситуации с помощью интонации;
4) выражение структурирования ситуации с помощью грамматических средств.
Более подробно вопрос становления образа ситуации в период онтогенеза речи рассматривается в работах Е.Ю.Протасовой (1980; 1987). Автором выделяются четыре периода развития функции предицирования:
Основной особенностью первого периода является синкретичное отражение события. Ребёнок начинает выделять в нём повторяющиеся свойства и признаки, один из которых обычно становится способом обозначения всего события в целом. В дальнейшем у ребёнка развивается общее представление о том, что два события, происшедшие подряд и казавшиеся ему одним, могут быть расчленены. Данные особенности находят отражения в первых одно-двусловных высказываниях.
Переход ко второму периоду начинается с осознания того, что признаки описываемого события не одномоментны, не равны по своим функциям, не присущи событию одновременно и все сразу. Переключения от одного события или его части к другим ещё нечётки для ребёнка, однако впоследствии он начинает понимать последовательность разворачивающихся признаков, составляющих данное событие. На этом этапе развивается денотативное значение предложения, преобладает номинация. Употребляемые ребёнком предложения включают три-четыре слова.
В третьем периоде событие предстаёт уже в виде организованного множества признаков, подчиняющихся определённой иерархии. Описание каждого события проходит «через последовательность циклов приписывания комплексов признаков, в ходе которой варьируется длина и лексико-семантическая организация предложения» (Е.Ю.Протасова, 1987, с.21).
Для четвёртого периода характерными чертами являются дальнейшее развитие пропозиции, более чёткое оформление модальности и формирование сигнификативного значения предложения.
Проведённый анализ, таким образом, подтверждает точку зрения о том, что процесс овладения ребёнком синтаксической структурой предложения развёртывается постепенно и непосредственно отражает характер мышления ребёнка (способность структурировать ситуацию, выделять в ней значимые смысловые компоненты и устанавливать между ними смысловые связи).
Однако произведённый нами обзор литературных данных в большей мере раскрывает вопрос овладения смысловой стороной предложения и оставляет без внимания проблему развития внешней организации высказывания. Между тем существует ряд работ, раскрывающий закономерности развития внешнего плана речи (Н.В.Захарова, 1955, М.И.Попова, 1956; Н.П.Серебрянникова, 1953, Ф.А.Сохин, 1951; 1959; Т.Т.Аяпова, 1988).
Рассмотрение проблемы формирования внешней организации высказывания необходимо проводить в непосредственной взаимосвязи с развитием семантического компонента языковой способности.
В качестве основной формы внешней организации первых речевых высказываний ребенка выступает однословное предложение - голофраза. Эта структура первоначально представляет собой некий звуковой комплекс, не имеющий постоянного регулярного осмысления и использующийся «в качестве предложения с нерасчленённой (диффузной) семантикой обращения внимания на некоторый поразивший ребёнка факт» (А.Е.Супрун, 1968). Таким образом, несмотря на ограниченность формальных средств выражения в данном высказывании представлена достаточно сложная, объёмная структура, которая «функционально эквивалентна развёрнутому высказыванию взрослого» (С.П Цейтлин, 2000; с.211).
Первые предложения, по сути, являются формами доречевого общения, опосредованными предметной деятельностью ребёнка. Эти формы имеют единую структуру «деятель-средство-цель», которая может реализоваться в двух вариантах:
1) протоимператив (ребёнок при помощи взрослого хочет получить предмет);
2) протодекларатив (ребёнок хочет привлечь внимание взрослого посредством указания на предмет).
Исследование функций первых однословных высказываний позволило Е.С.Кубряковой выделить четыре основных типа голофраз с присущими им прагматическими функциями (Е.С.Кубрякова, 1991):
1) привлечение внимания взрослого (аттрактивная функция);
2) сообщение о чём-либо увиденном или услышанном;
3) проверка гипотезы о том, как называется тот или иной предмет (номинативно-референциальный тип);
4) запрос о чём-нибудь (прототип вопросительных предложений).
Однословные высказывания («перформативы»), по мнению Е.Бейтс, представляют собой основу развития речевых форм общения: речь сначала сопровождает действие, являясь его составной частью, сопровождает указание, а затем замещает его (1976).
Анализ однословных высказываний ребёнка проведённый рядом исследователей (П.М.Гринфилд, 1984) показывает, что в первых детских высказываниях получает речевое оформление самый значимый для него, информативный элемент целостной ситуации, а остальная часть ситуации подразумевается. Было выявлено, что первичная форма организации детской речи - темо-рематическая, возникает на этапе однословных высказываний, когда ребёнок выражает наиболее информативную, значимую для него часть информации, а остальное составляет пресуппозируемую часть информации. Вероятнее всего, что это выделение связано с механизмами вычленения фигуры из фона, характерными для ориентировочного рефлекса: ребёнок фиксирует словом то, что привлекает его внимание (предмет, действие).
Поверхностная структура данных высказываний отражает организацию синтаксиса внутренней речи, которая, по словам Л.С.Выготского, «вся состоит из одних сказуемых», при этом подлежащее, всегда наличествующее в мыслях, подразумевается (Л.С.Выготский, 1956; с.364-365). Эти предикаты-смыслы «как бы вливаются друг в друга и как бы влияют друг на друга, так что предшествующие как бы содержатся в последующем и его модифицируют» (Л.С.Выготский, 1956; с.372). Таким образом, по Л.С.Выготскому, внутренняя речь представляет собой цепочку смыслов, начиная с самого значимого предиката, уточняемого последующими. Такой вид синтаксиса, названный Л.С.Выготским смысловым, организует на ранних этапах развития речи ребёнка и глубинную, и поверхностную структуры высказывания, которые пока не расчленены. Расхождение этих двух структур, уход смыслового способа «вглубь» и появление нового, поверхностного типа синтаксирования происходит «когда ребёнок получает возможность внутренней репрезентации и оперирования более чем одним «смысловым куском» (Т.В.Ахутина, Т.Н.Наумова, 1983).
Новый способ организации высказывания, появляющийся у ребёнка вслед за смысловым синтаксисом и существующий параллельно с ним, связан с расчленением ситуации на значимые элементы с приписыванием им семантических функций агента, действия, объекта, инструмента и других, и носит название семантического синтаксиса.
Временем возникновения семантического синтаксиса следует считать период двухсловных предложений из аморфных слов-корней, по периодизации А.Н.Гвоздева (1961).
- Оглавление
- @1. Аратскова Анастасия Психологические предпосылки развития речи; создание необходимых условий для их реализации.
- Введение.
- Психологические предпосылки развития речи.
- I подэтап – рефлекторный крик или рефлекторные звуки (от 0 до 1,5 месяцев)
- II подэтап – гукание, начальное гуление (от1,5 месяцев до 2 месяцев)
- III подэтап – гуление (от 2 месяцев до 5-6 месяцев)
- IV подэтап – лепет (от 5-6 месяцев до 8,5 месяцев)
- V подэтап – модулированный лепет (от 8,5 месяцев до 9,5 месяцев)
- VI подэтап – первые слова (от 9,5 месяцев до 12 месяцев) Развитие предпосылок импрессивной речи
- Развитие предпосылок экспрессивной речи.
- Развитие предпосылок связной речи.
- Создание условий для реализации психологических предпосылок речи.
- Заключение.
- Список литературы.
- @Тест Социальные условия нормального речевого онтогенеза, понятие речевой (социальной) среды и социальной депривации в педагогике
- Исследование феномена «социальной среды»
- Значение социальной среды для нормального речевого развития
- Проблемы социализации детей
- Проблема социальной депривации
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Факторы речевого развития человека.
- Введение.
- Характеристика основных этапов речевого развития.
- Преддошкольный период.
- Дошкольный период.
- Школьный период.
- Факторы развития речи.
- Причины, влияющие на развитие речи.
- Заключение.
- Список литературы.
- Ключ к тесту.
- Научные основы развития речи:Психологическая, лингвистическая, психолингвистическая
- Терминологический словарь
- Введение
- Общие сведения о речи
- Речь и ее виды
- Речь и мышление
- Основы развития речи
- Заключение
- Список литературы
- @Ключ к тесту Психологическая периодизация речевого развития в норме. Её принципы. Этапы нормального речевого онтогенеза у ребенка. Терминологический словарь.
- Введение
- Этапы нормального речевого онтогенеза у ребенка. Подготовительный этап формирования речи (от рождения до 1 года).
- Преддошкольный этап формирования речи (от 1 года до 3 лет).
- Дошкольный этап формирования речи (от 3 — 7 лет)
- Школьный период речевого развития (от 7 — 17 лет).
- Заключение.
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Лингвистическая периодизация развития речив норме по а.Н Гвоздеву
- Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8мес.До 1 года 10 мес.)
- Закономерности овладения звуковой стороной речи: характеристика периода «дофонемного» развития речи. Терминологический словарь
- Актуальность вопроса
- Содержание вопроса
- Литература
- Развитие детской речи от 0 до 3-х лет. Краткая характеристика.
- Начало «фонемного» развития речи.
- Фонетические нарушения.
- Литература
- Последовательность овладения согласными фонемами, зависимость их появления от типа артикуляционной работы, трудности этого процесса пути преодоления Терминологический словарь
- Введение(актуальность темы)
- Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Ключк тесту
- Особенности и последовательность освоения словаря ребенком; переход от ситуативной к предметной и понятийной отнесенности слов; типичные ошибки в употреблении слов Терминологический словарь
- Введение
- Этапы и особенности развития речи. Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев.
- Развитие речи ребенка от 6 до 12 месяцев.
- Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет.
- Развитие речи ребенка от 4 до 5 лет.
- Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет.
- Переход от ситуативной к понятийной отнесенности слов.
- Типичные ошибки в употреблении слов.
- Заключение: выводы.
- Список литературы.
- @ Ключ к тесту Этапы формирования понятийного содержания слов; последовательность, закономерности и трудности этого процесса (по Кольцовой м.М.) План:
- Терминологический словарь
- Актуальность.
- Становление речи.
- Понятийное значение языкового знака.
- Основные направления логопедической работы по обогащению словарного запаса детей с онр.
- Основные этапы по обогащению словарного запаса детей с онр.
- Заключение.
- Список литературы.
- Ключ к тесту.
- Введение
- Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.
- Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.
- Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.
- Пути формирования грамматической стороны речи у детей
- Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
- Исправление грамматических ошибок.
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Закономерности и особенности освоения морфологической стороны языка; последовательное овладение грамматическими категориями; типичные ошибки и пути их преодоления. Содержание.
- Терминологический словарь
- Введение.
- Овладение морфологией.
- Освоение и развитие грамматики. Детское словотворчество.
- Речевые ошибки и причины их возникновения.
- Пути предупреждения и устранения типичных грамматическихошибок.
- Список литературы.
- Заключение.
- Ключ к тесту
- Терминологический словарь
- Словообразование как лингвистическое понятие.
- Морфологический способ
- Примеры детского словотворчества.
- Заключение
- Список используемой литературы.
- Ключи к тесту:
- Понятие «связной речи», ее значение для развития ребенка ( переход от ситуативной к контекстной, от диалогической к монологической) Терминологический словарь
- Актуальность темы
- Развитие связной речи
- Что способствует развитию связной речи?
- Развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной)
- Развитие связности детской речи (от речи диалогической к монологической)
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту
- Развитие синтаксиса и синтаксические ошибки в онтогенезе Синтаксис
- Формирование синтаксической структуры предложения в онтогенезе
- Закономерности овладения синтаксисом в онтогенезе
- Развитие грамматического строя
- Список литературы
- @Тест Закономерности освоения диалогической речи в дошкольном возрасте: понятия, навыки и умения, последовательность развития диалога в разных возрастных этапах. План:
- Введение
- Терминологический словарь
- Введение
- Понятие диалогической речи
- Навыки и умения диалога Группы диалогических умений:
- Последовательность развития диалога на разных возрастных этапах
- Своеобразие детского диалога
- Обучение диалогической речи в процессе общения
- Заключение
- Список литературы
- Ключ к тесту