logo
Прогр

Тема 1. Педагогика как наука. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

ПЛАН:

  1. Возникновение педагогики как науки. Педагогика как наука, ее объект и предмет.

  2. Задачи педагогической науки.

  3. Категории педагогической науки.

1). Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. На определенном этапе развития человечества взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта, происходило взаимодействие взрослого с младшим. Педагогический процесс стал занимать умы философов: Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось воспитание вместе с первыми людьми. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждениях для подготовки молодежи к жизни.

Термин «Педагогика» возник в Древней Греции (детовождение). Оформление педагогикив науку связано с именем чешского педагога Я.А.Каменского (1592-1670 г.г.).

Наука- это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Объект науки-область действительности, которую исследует данная наука. Предмет науки – способ видения объекта с позиции этой науки.

Педагогика – это наука о воспитании человека, изучает особый вид деятельности – педагогический процесс.

Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, формы, методы и средства организации педагогического процесса в ОУ.

Функции педагогики: научно-теоретическая и конструктивно-технологическая

Педагогическая наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями.

Объектом педагогики является образование как особая форма, социально и личностно детерминированная, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством деятельность поп приобщению человека к жизни в обществе. Предмет педагогики – целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Теоретическая и технологическая функция существуют в единстве.

2.) Вскрытие закономерностей; изучение и обобщение практики, опыта; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; прогнозирование образования; внедрение результатов деятельности.

3) Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, педагогическая технология, педагогический процесс, педагогическая задача.

Лекция 2.