logo
Прогр

Приложения к технологической карте по дисциплине «Теоретическая педагогика»

Приложение 1

КЛАСТЕР ПОНЯТИЙ

Задание: Представьте в виде кластера понятийно-категориальных аппарат либо одной из структурных областей педагогики, либо крупного тематического раздела педагогики.

Составьте словарь определений категорий и понятий, вошедших в Ваш кластер.

Методическая подсказка:

1. Перед выполнением заданий вспомните, что такое кластер и понятийно-категориальный аппарат.

КЛАСТЕРЫ. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». (Т.Вуджик. Как создать идею. СПб.,1997, с.69.).

Последовательность действий проста и логична:

  • Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

  • Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»)

  • По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

2. От степени детализации кластера будет зависеть итоговая оценка, поэтому постарайтесь добиться разумной детализации, позволяющей увидеть понятийно-категориальный аппарат выбранной области или раздела.

3. При составлении словарика не забудьте в скобках указывать источники, из которых выписаны определения понятия.

Задание оценивается по следующим критериям:

  1. полнота и правильность составленного кластер корректность понятийно-категориального словаря;

  2. оформление и работы, оригинальность.

Приложение 2

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Задание: Изобразите в виде наглядной схемы связи педагогики с другими областями научного знания. Обозначьте тип связи педагогики с 3-4 из представленных на вашей схеме областей. Аргументируйте выбор типа.

Выберете 3-4 области научного знания и проиллюстрируйте взаимосвязь педагогики с ними конкретными примерами.

Проделайте мысленный эксперимент: представьте, что связи педагогики с одной из обозначенных на схеме областей (выбор за вами) прекратились. Опишите, к каким последствиям (как для педагогики, так и для этой области) это может привести.

Методическая подсказка:

1. Постарайтесь включить в вашу наглядную схему, главным образом, те области, с которыми педагогика взаимосвязана в первую очередь (этому поможет, если вы вспомните, что является объектом педагогики).

2. Вспомните, какие типы взаимосвязи между различными областями научного знания бывают. Не забудьте, что типов связи между педагогикой и другой областью науки может быть несколько. Учтите это в ходе аргументации определения типа связи.

Границы предметной области педагогики (По: Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. с - 11 )

Политология

Философия

Экономика

Биология

ПЕДАГОГИКА

Социология

Медицина

Психология

Право

Основные типы связей педагогики с другими науками: (По: БорыткоН.М. и др. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008).

Тип связи

Характеристика типа

1.

Заимствование

Педагогика из этой науки заимствует термины, методы, критерии и другие объекты. Однако заимствование не может быть механическим. Оно всегда имеет творческий характер, поскольку заимствованные объекты, как правило, по-своему интерпретируются педагогикой.

2.

Взаимовлияние

Этот тип взаимосвязи, в отличие от предыдущего, носит двусторонних характер. Предполагается, что педагогика и связанная с ней область оказывают друг на друга влияние.

3.

Взаимодействие

Предполагает, что связанными науками изучается одно и то же явление, но каждая из наук рассматривает это явление в определенном контексте (в рамках своей предметной области). Главное направление исследования задается одной из областей. Такой областью может стать и педагогика.

4.

Взаимопроникновение

Подобные связи возникают тогда, когда на основе ведущих идей, положений, выводов одной науки складываются новые концепции, возникают новые отрасли в рамках другой науки.

5.

Комплементарность

Термин «комплементарность» переводят как «дополнительность», «взаимное соответствие». Комплементарные связи возникают в тех случаях, когда данные одной науки дополняют данные другой, когда из данных нескольких наук, как из мозаики, складывается единая картина.

6.

Интеграция

integratio – восстановление, восполнение. Под интеграцией понимают связывание отдельных частей и функций системы в единое целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Результатом интегративных связей может стать новая научно-педагогическая дисциплина (например, философия образования, психолингвистика и т.д.).

Задание оценивается по следующим критериям:

  1. логичность и наглядность предложенной схемы;

  2. правильность и аргументированность определения типов связи;

  3. корректность приведенных примеров;

  4. аргументированность описания последствий;

  5. оригинальность суждений

Приложение 3

Парадигмы

Задание: Заполните таблицу «Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного подходов»

Методическая подсказка:

  1. На основе материалов текста «Парадигмы» (см. текст №1) постарайтесь заполните таблицу, обращая внимание на критерии для сравнения.

Задание оценивается по следующим критериям:

«Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного подходов»

Критерий для сравнения

1.Естественнонаучный подход

2.Гуманитарный подход

1.

Цель

2.

Критерий истинности

3.

Основной метод

4.

Тип взаимодействия

2.

3.

5.

Функции

4.

5.

6.

Роль исследователя

6.

7.

7.

Требования к исследованию

8.

Область применения

8.

9.

9.

Результат

10.

11.

10.

Ведущие принципы.

12.

13.

Тексты для выполнения задания.

Текст№1