logo
Прогр

Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе

Цель: Студент должен:

- рассматривать воспитание как явление, процесс, систему, деятельность;

- характеризовать воспитание как часть педагогического процесса, взаимосвязь его с обучением и развитием;

- выявлять закономерные связи в воспитании, принципы и правила их реализации;

- раскрывать конкретные пути реализации основных закономерностей.

Основные понятия: воспитание, сущность воспитания, личность, коллектив, закономерность, принцип.

Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию основных закономерностей, принципов воспитания; даются правила их реализации в воспитательной деятельности; раскрывается коллективный характер воспитания.

Вопросы для обсуждения

1.Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания, правила их реализации. Специфика проявления принципов воспитания в работе педагогов.

2.Проблемы взаимосвязи личности и коллектива. Структура коллектива. Этапы развития коллектива.

3. Современные теоретические положения о взаимосвязи коллектива и личности в воспитательном процессе.

Практические задания и вопросы

  1. Проявления принципов воспитания в работе учителя (с привлечением результатов собственного исследования).

  2. Работа с текстами:

а) Коллектив – среда обитания школьников (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.332-334);

б) О требовании в коллективе (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.334- 335);

Самостоятельная работа

1. Разработать правила поиска коллективного решения.

Отчет: текст с результатами обсждения.

Литература

  1. Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002.-Гл.1.

  2. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.

  3. Педагогика /Под ред. А.С.Смирнова.-М.,1999.-С.360-416.

Семинарское занятие 10. Базовые теории воспитания и развития личности. Понятие о воспитательных системах.

Основные понятия: теория – система – концепция - технология воспитательного процесса, воспитательная система, личностно ориентированный подход, теория деятельности, педагогика творческого саморазвития, педагогика свободного воспитания, педагогика сотрудничества, педагогика гуманного общения, концепция национальной школы, технология активизации и интенсификации деятельности, технология игровой деятельности, технология общения, система, системный подход, системно-структурный анализ, система воспитания, система воспитательной работы, подсистемы (направления) воспитательной работы в школе.

Вопросы:

1. Сущность и взаимосвязь понятий: теория – система – концепция – технология.

2. Сущность и основные положения личностно ориентированного подхода.

3. Современные теории и концепции воспитания.

4. Характеристика системы воспитания, ее структуры и функций.