Прогр
Тема 1. Методология педагогики и деятельности. Педагогическое исследование.
ПЛАН:
Понятие методологии педагогической науки.
Методологическая культура педагога, ее сущность и содержание.
Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.
Методы и логика педагогического исследования.
1) Методология – это учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
2)Методологическое знание дает возможность учителю обладать достаточной интеллектуальной культурой, без которой он не сможет хорошо выполнять функции педагога. Содержание интеллектуальной культуры составляют: основательная профессиональная подготовка, гибкость и адаптивность мышления, владение методологическими знаниями, обеспечивающими ориентировку в меняющихся условиях профессиональной деятельности.
3)Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Различают познание научное и стихийно-эмпирическое. Специфика научного познания состоит прежде всего в том, что научной работой занимаются специальные группы людей. В науке ставятся специальные познавательные цели, и научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно нацелено на решение научных проблем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании.
Основными критериями качества педагогического исследования, его методологическими параметрами являются проблема, тема, объект, предмет, цели, задачи, гипотеза.
4) Методы и логика педагогического исследования. Под методом исследования понимается модель деятельности, направленная на выполнение определенной научной задачи и реализуемой в совокупности приемов и процедур. Логика педагогического исследования – это последовательность этапов научного познания в данной области.
Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений:
методы изучения педагогического опыта;
методы теоретического исследования;
математические методы.
Содержание
-
Теоретическая педагогика Рекомендуется для
-
4. Требования к результатам освоения дисциплины
-
5. Объем дисциплины и виды учебной работы
-
6. Содержание дисциплины
-
6.1. Содержание разделов дисциплины
-
6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий
-
6.4. Междисциплинарные связи дисциплины
-
6.5. Требования к самостоятельной работе
-
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
-
Зарубежные электронные библиотеки
-
Электронные адреса крупнейших национальных библиотек мира
-
Электронные адреса федеральных информационных центров и федеральных библиотеки России
-
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
-
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
-
10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
-
( 2 Семестр, бакалавриат)
-
Приложения к технологической карте по дисциплине «Теоретическая педагогика»
-
Парадигмы
-
Примерный перечень вопросов к зачету, экзамену
-
Содержание модуля II
-
2.1. Конспекты лекций по дисциплине «теоретическая педагогика » Лекция 1
-
Тема 1. Педагогика как наука. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
-
Тема 1. Методология педагогики и деятельности. Педагогическое исследование.
-
Тема 2. Целостный педагогический процесс как система, его структура и основные компоненты
-
Тема 2 .Теоретические и методологические основы педагогического процесса
-
Тема 3 .Воспитание в целостном педагогическом процессе
-
Тема 4. Обучение в целостном педагогическом процессе
-
Лекция № 7
-
Тема 5. Сущность процесса воспитания. Теории воспитания
-
Тема 5. Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
-
Тема 4. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения
-
Тема 6. Образование как общественное явление: понятие, сущность, реализация
-
Тема 7. Профессиональное самообразование педагога
-
Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика»
-
Практические задания и вопросы
-
Самостоятельная работа
-
Литература
-
Вопросы для обсуждения
-
Семинарское занятие № 4 Организация педагогического процесса
-
Семинарское занятие № 5
-
Практические задания и вопросы
-
Самостоятельная работа
-
Литература
-
Семинарское занятие № 6
-
Практические задания и вопросы
-
3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа
-
Литература
-
Семинарское занятие № 7 Характеристика обучения как дидактического процесса
-
Вопросы для обсуждения
-
Практические задания и вопросы
-
Самостоятельная работа
-
Литература
-
Семинар №8 Содержание образования: его сущность и перспективы развития.
-
Вопросы для обсуждения:
-
Литература:
-
Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
-
Литература
-
Семинарское занятие №11
-
Вопросы для обсуждения
-
Литература
-
2.2.2.Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ-
-
2.2.3. Методические указания и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине
-
2.2.4. Методические указания и рекомендации к организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине
-
2.3.2. Календарно-тематическое планирование семинаров по дисциплине «теоретическая педагогика»
-
050100 Педагогическое образование курс 1семестр 2 (одо) Преподаватель
-
19.Календарно-тематическое планирование
-
20.Лекций по дисциплине «теоретическая педагогика»
-
050100 Педагогическое образование курс 1 семестр 1 (озо) Преподаватель Лисейчикова л.З.
-
Дисциплины «теоретическая педагогика»
-
Модуль III
-
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля по дисциплине «теоретическая педагогика»
-
Содержание модуля III
-
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля по дисциплине «теоретическая педагогика»
-
3.1. Требования к экзамену
-
3.2. Критерии оценки знаний студентов
-
Тематика контрольных работ для озо
-
Понятие и сущность процесса обучения, воспитания
-
Тема 1. Функции обучения и их реализация в опыте учителей выбранной специальности
-
Тема 2. Взаимосвязь преподавания и учения на уроке в средней школе
-
Тема 3. Противоречия процесса обучения и пути их преодоление в практике учителя
-
Тема 4. Организация учебно-воспитательного процесса в средней школе на основе межпредметных связей
-
Тема 5. Педагогическое руководство познавательной деятельностью школьников
-
Тема 6. Причины неуспеваемости школьников и пути ее преодоления и предупреждения
-
Тема 7. Пути повышения качества знаний, умений и навыков учащихся
-
Принципы обучения.
-
Тема 8. Единство задач образовательного и развивающего характера и пути их решения на уроке
-
Тема 9. Условия эффективности реализации принципа связи обучения с жизнью, практической преобразовательной деятельностью учащихся
-
Тема 10. Реализация принципа научности в процессе обучения
-
Тема 11. Осуществление принципа активности и сознательности в обучении школьников
-
Тема 12. Реализация принципа систематичности и последовательности в процессе обучения
-
Тема 13. Условия и пути достижения прочности знаний,умений и навыков учащихся
-
Тема 14. Пути реализации принципа доступности в обучении
-
Тема 15. Принцип наглядности в обучении и его осуществление в начальной школе
-
Тема 16. Сущность и пути реализации принципа единства индивидуального и коллективного в обучении
-
Содержание школьного образования
-
Тема 17. Основные направления совершенствования содержания образования в средней школе
-
Тема 18. Политехническое образование в средней школе и пути его совершенствования
-
Тема 19. Обучающая деятельность учителя в связи с формированием у школьников общих учебных умений и навыков
-
Методы обучения
-
Тема 20. Выбор оптимального сочетания методов обучения на уроке
-
Тема 21. Роль и место проблемного обучения школе
-
Тема 22. Использование программированного обучения в классах как условие активизации познавательной деятельности учащихся
-
Тема 23. Совершенствование методов работы с учебником и книгой как путь повышения качества обучения
-
Тема 24. Типы и виды упражнений на уроке, их роль в формировании умений и навыков школьников
-
Тема 25. Использование игры в учебной работе как путь активизации их познавательной деятельности
-
Тема 26. Место и роль самостоятельной работы учащихся на уроке
-
Тема 27. Пути совершенствования руководства учебно-познавательной деятельностью школьников
-
Тема 28. Методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников
-
Организационные формы и формы организации учебного процесса
-
Тема 29 . Проблемы совершенствования урока в современной
-
Общеобразовательной школе и пути их решения в классах
-
Тема 30. Типы уроков в школе и условия их эффективного использования учителем
-
Тема 31. Дифференцированный подход в обучении школьников
-
Тема 32. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности школьников
-
Тема 33. Особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе
-
Тема 34. Содержание, формы и методы контроля за учебной деятельностью учащихся и пути их совершенствования
-
Тема 35. Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся и ее роль в повышении эффективности учения
-
Тема 36 . Пути повышения объективности оценки знаний учащихся
-
Литература
-
Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика» Семинарское занятие №1
-
Практические задания и вопросы
-
Самостоятельная работа
-
Литература
-
Вопросы для обсуждения
-
Семинарское занятие № 4 Организация педагогического процесса
-
Семинарское занятие № 5
-
Практические задания и вопросы
-
Самостоятельная работа
-
Литература
-
Семинарское занятие № 6
-
Практические задания и вопросы
-
3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа
-
Литература
-
Семинарское занятие № 7 Характеристика обучения как дидактического процесса
-
Вопросы для обсуждения
-
Практические задания и вопросы
-
Самостоятельная работа
-
Литература
-
Семинар №8 Содержание образования: его сущность и перспективы развития.
-
Вопросы для обсуждения:
-
Литература:
-
Семинарское занятие № 9 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе
-
Литература
-
Семинарское занятие №11
-
Вопросы для обсуждения
-
Литература