logo
Прогр

Тема 1. Методология педагогики и деятельности. Педагогическое исследование.

ПЛАН:

  1. Понятие методологии педагогической науки.

  2. Методологическая культура педагога, ее сущность и содержание.

  3. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.

  4. Методы и логика педагогического исследования.

1) Методология – это учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

2)Методологическое знание дает возможность учителю обладать достаточной интеллектуальной культурой, без которой он не сможет хорошо выполнять функции педагога. Содержание интеллектуальной культуры составляют: основательная профессиональная подготовка, гибкость и адаптивность мышления, владение методологическими знаниями, обеспечивающими ориентировку в меняющихся условиях профессиональной деятельности.

3)Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Различают познание научное и стихийно-эмпирическое. Специфика научного познания состоит прежде всего в том, что научной работой занимаются специальные группы людей. В науке ставятся специальные познавательные цели, и научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно нацелено на решение научных проблем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании.

Основными критериями качества педагогического исследования, его методологическими параметрами являются проблема, тема, объект, предмет, цели, задачи, гипотеза.

4) Методы и логика педагогического исследования. Под методом исследования понимается модель деятельности, направленная на выполнение определенной научной задачи и реализуемой в совокупности приемов и процедур. Логика педагогического исследования – это последовательность этапов научного познания в данной области.

Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений:

  1. методы изучения педагогического опыта;

  2. методы теоретического исследования;

  3. математические методы.