2.Современные подходы к организации и проведению диагностики развития детей раннего возраста
Ранняя диагн-ка наруш-й разв-я дет сложна и необходима. Доказано, что, чем раньше начин-ся целен-я работа с реб, тем более полными и эффект-ми м. оказ-ся коррекция и компенс-я нар-ий, а в некот-х случ-х возможно и предупр-ие вторичн откл-й разв-я. Проблема диагностики ИН и отгранич-я ее от сходных сост-й была отражена в трудах отеч-х дефект-в (Л. С. Выготский,А. Р. Лурия,А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, С. Д. Забрамная,Э. И. Леонгард Лубовский и др.).
Учит-сь, что вед-й д-ю в раннем возрасте является предметная. Выд-ся конкр-ые задачи псих-пед-го обслед-я дет:• раннее выявл-е откл-й в разв-и, их коррекция и проф-ка нар-й в поведении и д-ти;• выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребенка, а также определение степени тяжести этого нарушения;• выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);• определение условий воспитания ребенка;• обоснование педагогического прогноза;• разработка индивидуальной программы коррекционной работы;• организация коррекционной работы с родителями и детьми.
Тесты, тестовые задания не всегда подходят для раннего возраста (процессы в стадии становления, не сформирована произвольность).Обследование обязательно производится в присутствии родителей.
Основным методом является наблюдение (можно опираться на шкалу Апгара)-система быстрой оценки состояния новор-го. Пять критериев для оценки по Шкале Апгар: Окраска кожного покрова,ЧСС,Рефлекторная возбудимость ,Мышечный тонус, Дыхание Данное тестирование проводится обычно на 1-5-й минуте после рождения, и м б повторено позднее, если результаты оказались низкими. Баллы менее 3 означают критическое состояние новорождённого, более 7 считается хорошим состоянием (норма).
Для составления программы треб-ся более углубленное изучение ребёнка
Существуют разнооб-е программы: «Портаж», «Маленькие ступеньки»
Для изучения детей 2-3 лет кроме использования таблиц можно - методикой Стребелевой. Параметрами оценки познав-й д-ти детей раннего возраста м считать:· принятие задания;· способы выполнения задания;· обучаемость в процессе обследования;· отношение к результату своей деятельности. 1 гр (10-12 баллов) составляют дети, кот в своих действиях не рук-тся инстр-й, не поним-т цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интелл-м разв-и Необх-мо комплексное обслед-е этих детей.
2 гр13- 23 б) дети, кот самост-но не могут вып-ть задание,с трудом вступ-т в контакт со взр, действуют без учета св-в.
3 гр (24-33 баллов) дети, кот с интересом сотрудничают со взр, принимают задания, поним-т условия этих заданий и стремятся к их вып-ю. Однако сам-но во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому..
4 гр (34-40 баллов) дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования, а в некоторых случаях и на уровне зрительного ориентирования. При этом они очень заинтересованы в результате своей д-ти.
За рубежом созданы методики, которые адаптированы в РБ (пример: Мюнхенская функциональная диагностика)
- 1.Актуальные вопросы оказания ранней компл-ой помощи д.С опфр
- 2.Современные подходы к организации и проведению диагностики развития детей раннего возраста
- 3. Планир-е крр с р-ком с опфр в ран. Возр.
- 4.Взаимод-е спец-в с семьей в процессе оказ-я ран. Комп. Помощи
- 5.Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей раннего возраста с особенностями психофизического развития.
- 6.Кор.-разв. Работа по форм-ию двиг-ой сферы у детей раннего возр-та(рв) с опфр.
- 7.Стимуляция и коррекция сенсорного развития детей раннего возраста с опфр.
- 8.Сод.Раб.По ф-ю спос.Поним.Обр.Реч.И разв.Предп.Самост.Реч.Д-ти.
- 9. Разивитие и корр-ция коммуник-ной сферы у детей раннего возр с опфр.
- 11.Актуальные направления крр с детьми с ин
- 13.Методика кор-но-развивающей работы по формированию восприятия у детей дошк возр с ин
- 14.Методика коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков у детей с ин.Н.
- 16. Крр по формированию мышлении у детей с ин
- 17.Кр по соц-эмоц р-ю у дош с ин
- 18.Методика формирования игровой д-ти дошк-ов с ин
- 19.Методика крр по формированию познавательной деятельности у учащихся 1-го отделения вспомогательной школы.
- 20.Мкрр по формир-ию эмоц-волевой сферы у уч-ся 1-го отд-я вш.
- 21.Мкрр по формированию (р)ечи у уч-ся с л ин.
- 24.Методика формирования игровой деятельности у учащихся второго отделения вспомогательной школы.
- 26.Теоретико – методологические основы коррекционно-развивающей работы.
- 27. Организация корр.-разв. Работы на диагн.Основе.
- 28. Планирование крр.
- 30.Методика крр
- 36.Актуальные вопросы крр с детьми с тмнр.
- 37.Орган-ия развив-й среды для д.С тмнр
- 38.Методика крр по формированию эмоциональной сферы детей с тяжелыми и множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
- 39.Мкрр по формир-ию игровой д-ти д.С тмнр
- 40.Мкрр по формированию социального поведения детей с тяжелыми и множественными наруш-ми
- 44.Содержание работы с род-ми, воспит. Р-ка с тмнр
- 43.Коррекция нарушения темпо – ритмической стороны речи.
- 44.Корр. Наруш.Письм. Речи.
- 45.Коррекция нарушений речи у детей с ин.
- 46. Эмоц.-уровн. Подход в коррекции детского аутизма.
- 47. Структурированное обучение детей с аутизмом.
- 48. Оперантное обуч дет.С аут.
- 49.Развитие сенсорной интеграции детей с аутизмом