logo
2-oy_ekzamen шпоры

8.Сод.Раб.По ф-ю спос.Поним.Обр.Реч.И разв.Предп.Самост.Реч.Д-ти.

3 этапа:

1.доверб.этап-реб.не понятна обр.речь.в рамках данного этапа у реб появл.попытки повт.за взр-ым слова.это связано с ф-ем эмоц.формы общения.

2.появ.поним.речи взр-ых,надо акт.использ.мимич.ср-ва общения.

3.ф-е фразов.речи.акт.разв.коммун.и обобщ.ф-ии речи.речь еще тесно связ. С движ.-ми. Ведущим явл.сит-делов.общение.

Формирование предпосылок развития речи

Развитие смысловой стороны речи теснейшим образом связано со всем психическим развитием ребенка и, в первую очередь, с развитием чувственного познания и всех видов детской деятель­ности. Для того чтобы у умственно отсталого ребенка начал обогащаться словарь, должны в первую очередь обогащаться его представления об окружающем мире. Развитие предметных дей­ствий и восприятия ведет к тому, что для ребенка становятся зна­чимыми предметы окружающего мира, возникает интерес к ним, а вместе с этим приобретают значение и слова, обозначающие эти предметы, а затем и действия с ними. Развитие восприятия свойств и отношений между предметами является основой возникающего у детей интереса к обозначению словами этих свойств и отноше­ний. Таким образом, уже на первом году обучения создается основа для усвоения детьми большого количества существитель­ных, глаголов и прилагательных, обозначающих предметы, их свойства, отношения и действия, которые можно производить с ними, предлогов. Развитие наглядно-действенного мышления соз­дает еще более активное внимание к смысловой стороне речи.

Включение в жизнь детей других видов деятельности — игры, конструирования, изобразительной и трудовой —'не только способ­ствует дальнейшему развтию словаря, но и, главное, создает предпосылки к развитию связной речи, т. е. к появлению и разви­тию фразовой речи.

Появление разных форм коллективной деятельности, в которой ребенок сотрудничает как со взрослыми, так и со сверстниками (занятия, подвижные и дидактические игры, а затем и игры в сво­бодное время), создает предпосылки для развития потребности в общении. Вслед за этой потребностью идет развитие разных форм общения, как доречевых, так и речевых.

Специальные дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия, внимания к звукам, а в дальнейшем и на развитие фонематического слуха, и специальные занятия по раз­витию артикуляционного аппарата ведут к развитию предпосылок формирования звуковой и грамматической стороны речи.

Таким образом, предпосылки к развитию речи создаются в про­ цессе жизни ребенка в специальном дошкольном учреждении, в процессе всей целенаправленной коррекционно-воспитательной работы. '

Функция общения

У умственно отсталых детей общение развивается теми же путя­ми, но с очень большим опозданием. На начальном этапе обуче­ния дети, как правило, еще не умеют общаться между собой и даже не имеют потребности в таком общении, так как у них совсем не развиты коллективные виды деятельности. Однако опреде­ленная потребность в общении со взрослыми и способы реализа­ции этой потребности есть у всех детей. Дети обращаются ко взрослым с разного рода просьбами. Общение ребенка со взрос­лым постоянно возникает также в процессе занятий. В этих условиях нужно заботиться о том, чтобы на каждом этапе ребе­нок получал необходимые для реализации своей , потребности средства общения, доступные для понимания и воспроизведения. На начальном этапе это может быть однословная фраза, затем двусловная и, наконец, развернутая («Дай», «Дай воды», «Дайте, пожалуйста, воды, я хочу пить»).

Общение со взрослыми и развитие предметной деятельности приводят к появлению предпосылок общения между детьми. Однако эти предпосылки не будут реализованы, если взрослые не будут специально руководить этим процессом.

Познавательная функция речи

Познавательная функция речи весьма сложна и многогранна. Она так же, как и функция общения, формируется в процессе жизни детей, во всех видах деятельности и на всех видах занятий, которые проводятся в дошкольном учреждении. С другой стороны, целенаправленная коррекционная работа должна проводиться на специальных занятиях, где происходит уточнение и упорядоче­ние, обобщение речевого материала.

Регулирующая функция

Широко распространенным в обучении видом словесной регуля­ции является инструкция. С самого начала обучения взрослые с помощью инструкции регулируют поведение ребенка, цель и спо­собы его действий.