19.Методика крр по формированию познавательной деятельности у учащихся 1-го отделения вспомогательной школы.
Под интеллектом подразумевают совокупность всех сторон познавательной деятельности. В широком значении интеллект охватывает все психические функции, в узком — только высшие (произвольное внимание, активное запоминание, расчлененное восприятие, мышление, речь).
Характерными недостатками когнитивного развития у детей являются низкая познавательная активность, обусловленная патологической инертностью нервных процессов; неустойчивость обобщений вследствие широкой генерализации раздражителей и других факторов; трудности, усвоения нового в связи со слабостью замыкательной функции коры головного мозга; узость, фрагментарность восприятия, нарушение его константности; уподобление представлений, недоразвитие опосредования опыта речью и др.
В процессе формирования мышления выделяют три основных компонента: а) содержательный компонент сознания (о чем думаем?);. б) операционный — развитие интеллекта как деятельности (как думаем?); в) личностный — воспитание таких параметров умственной деятельности, как мотивация, критичность, самостоятельность (зачем думаем?). Первый компонент достаточно хорошо раскрыт в школьных, программах и учебниках. Второму и третьему часто не уделяется достаточного внимания.
Коррекция мышления должна осуществляться по четырем: параметрам:
сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, абстрагирование);
гибкость —- применение знаний в различных ситуациях, решение задач нестандартным способом, отсутствие штампов, стереотипов
динамичность
• темп, подвижность мыслительных процессов;.
• мотивация деятельности (планирование, целенаправлен ность,контроль,критичность),потребность в обучении, активности,преодолении.трудностей,самосовершенствовании .
Учебные цели по развитию и коррекции познавательных функций:
Развитие сенсомоторных интеллектуальных реакций (визуально-двигательная координация «глаз — рука», артикуляци-онно-слуховая и др.).
Формирование и использование понятий и концепций (обобщающие понятия типа «овощи», «мебель», «транспорт», а также время: продолжительность, ритм, скорость, интенсивность; пространство: размер, форма, расстояние, направленность, место локализации; количество, энергия и др.).
3; Обучение решению проблем.
4." Воспитание творческого отношения к жизни, способности удивляться познавать, нацеленности на открытие нового.
Развитие опережающего мышления (планирование будущего, выбор и 'постановка краткосрочных и долгосрочных целей)
Формирование оценочных- навыков посредством показа их относительности (в соответствии с образцом., на фоне себя и других)
7. Осознание мышления, как функции, присущей только че, ловеку (homo sapiens — человек разумный, мыслящий). Мыслить^ человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что- то понять.
Для реализации указанных учебных целей наиболее важными являются следующие методические условия.
• Необходимость постановки конкретных коррекционно- развиваюших целей. Например, развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с конструктором,
• ' Создание эмоционально положительного настроя. Степень развития восприятия как основа для обучен» продуктивному мышлению,.
Углубляя познавательные функции, необходимо отталкиваться от актуального уровня -развития и переводить ребенка-в зону ближайшею, развития, определяя также/зону его перспектив
Организация предметно-практических действий с реальными объектами и их изображениями. -
Развитие регулирующей функции речи.
• Создание мотивации: сильное влияние оказывает;то, на сколько предмет значим для ученика.
Использование педагогом различных возможностей для организации самостоятельного действия и мышления учащихся, а также создания ситуаций типа «Вызов самому себе», «Слабо?». Поощрение самостоятельных решений, признание права на эксперимент.
• Обучение составлению стратегий и тактики разрешения проблем с развитием творческого мышления.• Мыслительный процесс должен доставлять ученику радость. Ученик должен быть уверен в собственных мыслительных способностях. Неудач желательно избегать. Повсеместно следует широко использовать методы стимулирования. Здесь кстати напомнить о правилах поощрения и наказания: сравнение ребёнка с самим собой, учет мотива действий,
В соответствии с различным уровнем мыслительных, усилий существует четыре уровня усвоения знаний учащимися.
Репродуктивный уровень предполагает выполнение заданий, требующих воспроизведения знаний без существенных изменений: факты, понятия, правила, законы, готовые выводы. Как правило, большинство учащихся без особых затруднений воспроизводят подобный материал. .
Уровень стандартных операций предполагает оперирование знаниями в стандартных условиях (по образцу, правилу, указаниям, стандартам). В среднем более половины учащихся легко справляются с заданиями этого уровня
Аналитико-синтетическийсуровен предполагает наличие ,: умений анализировать;' синтезировать обобщать. Творческий уровень предполагает умение применять знания в значительно измененных условиях. В практике встречаются случаи, когда лишь один из десяти учащихся справляется с творческим заданием на должном уровне. Правда, по языку и литературе эти показатели несколько выше, чем по предметам естественно-математического цикла. Среди средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроке известны такие, как показ значимости и ценности содержания изучаемого, использование занимательного сюжета, установление межпредметных и внутрипредметных связей, наличие проблемных ситуаций. В настоящее время наблюдается тяга к интеллектуальным играм в детском возрасте, увлечение компьютером, что также надо целенаправленно использовать в учебно-воспитательной работе.
- 1.Актуальные вопросы оказания ранней компл-ой помощи д.С опфр
- 2.Современные подходы к организации и проведению диагностики развития детей раннего возраста
- 3. Планир-е крр с р-ком с опфр в ран. Возр.
- 4.Взаимод-е спец-в с семьей в процессе оказ-я ран. Комп. Помощи
- 5.Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей раннего возраста с особенностями психофизического развития.
- 6.Кор.-разв. Работа по форм-ию двиг-ой сферы у детей раннего возр-та(рв) с опфр.
- 7.Стимуляция и коррекция сенсорного развития детей раннего возраста с опфр.
- 8.Сод.Раб.По ф-ю спос.Поним.Обр.Реч.И разв.Предп.Самост.Реч.Д-ти.
- 9. Разивитие и корр-ция коммуник-ной сферы у детей раннего возр с опфр.
- 11.Актуальные направления крр с детьми с ин
- 13.Методика кор-но-развивающей работы по формированию восприятия у детей дошк возр с ин
- 14.Методика коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков у детей с ин.Н.
- 16. Крр по формированию мышлении у детей с ин
- 17.Кр по соц-эмоц р-ю у дош с ин
- 18.Методика формирования игровой д-ти дошк-ов с ин
- 19.Методика крр по формированию познавательной деятельности у учащихся 1-го отделения вспомогательной школы.
- 20.Мкрр по формир-ию эмоц-волевой сферы у уч-ся 1-го отд-я вш.
- 21.Мкрр по формированию (р)ечи у уч-ся с л ин.
- 24.Методика формирования игровой деятельности у учащихся второго отделения вспомогательной школы.
- 26.Теоретико – методологические основы коррекционно-развивающей работы.
- 27. Организация корр.-разв. Работы на диагн.Основе.
- 28. Планирование крр.
- 30.Методика крр
- 36.Актуальные вопросы крр с детьми с тмнр.
- 37.Орган-ия развив-й среды для д.С тмнр
- 38.Методика крр по формированию эмоциональной сферы детей с тяжелыми и множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
- 39.Мкрр по формир-ию игровой д-ти д.С тмнр
- 40.Мкрр по формированию социального поведения детей с тяжелыми и множественными наруш-ми
- 44.Содержание работы с род-ми, воспит. Р-ка с тмнр
- 43.Коррекция нарушения темпо – ритмической стороны речи.
- 44.Корр. Наруш.Письм. Речи.
- 45.Коррекция нарушений речи у детей с ин.
- 46. Эмоц.-уровн. Подход в коррекции детского аутизма.
- 47. Структурированное обучение детей с аутизмом.
- 48. Оперантное обуч дет.С аут.
- 49.Развитие сенсорной интеграции детей с аутизмом