logo
PEDAGOGIKA_-BAK-4 (3)

Тема 2. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Развитие школы как социального института

1) Образовательные системы древневосточной цивилизации

Ключевые понятия: иудаистская педагогика, педагогика индуизма, педагогика буддизма, педагогика конфуцианства.

Содержание. Восприятие ребёнка в культуре древних обществ Ближнего Востока. Индуизм - духовно-религиозная основа южноазиатской педагогики. Образование как средство обеспечения социальной стабильности становления Дальневосточной цивилизации. Педагогическая система Конфуция. Влияние конфуцианства на семейное воспитание и школьное образование в Древнем Китае.

2) Философские основания и сущность образовательных систем античности

Ключевые понятия: античная педагогика, античный идеал философского образования, античный идеал общего образования, релятивизм, майевтика.

Содержание. Философские основания античной педагогики (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель). Афинская, спартанская и римская системы образования. Зарождение христианской традиции воспитания.

3) Западноевропейская система образования в период Средневековья (6-14 вв.)

Ключевые понятия: схоластика, апологеты, христианский идеал, приходские, монастырские, соборные школы, семь свободных искусств, бюргерские школы.

Содержание. Основные типы школ, ученичество и педагогические идеалы в период развитого Средневековья (Европа). Рыцарская система воспитания. Схоластика. Возникновение городских школ. Возникновение и развитие первых университетов. Вопросы воспитания и обучения в трудах выдающихся мыслителей этого периода (Пьер Абеляр, Фома Аквинский).

4) Педагогическая мысль эпохи Возрождения.

Ключевые понятия: гуманизм, гуманистическая педагогика Возрождения, педагогика Реформации.

Содержание. Педагогические идеи гуманистов Возрождения (Ф.Рабле, Т.Мор, Э. Роттердамский, М. Монтень, В. де Фельтре). Реализация педагогических идеалов гуманизма в школе «Дом радости» В. де Фельтре). Педагогические идеи Реформации. Программа развития образования в духе реформированного христианства М. Лютера. Создание моделей гимназического образования (Ф. Меланхтон, И. Штурм). Педагогическая идеология Контрреформации.

Итоги развития западноевропейской педагогики к началу Нового Времени.