logo
PEDAGOGIKA_-BAK-4 (3)

Глоссарий

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ВОСПИТАНИЕ

Один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогической взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении группой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Совокупность унаследованных и  выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в  чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

ЛИЧНОСТЬ

Человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Учение о  принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Свойство организмов передавать от  родителей к детям определенные качества и особенности.

ОБРАЗОВАНИЕ

Индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование

ОБУЧЕНИЕ

Два взаимно обусловленных вида деятельности (преподавание и учение), направленные на решение учебных задач (проблем), в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению.

ПЕДАГОГИКА

Наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ролей, норм поведения в обществе.

СРЕДА

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и  социальных процессов и др.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Основополагающая идея или ряд идей, выражающих взгляды автора (или группы) авторов на сущность и содержание воспитательного процесса.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Целостный социальный организм, возникающий в процесс взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат (цель – субъекты – деятельность – материальная база – освоенная школьным коллективом среда).

ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором функционируют органы самоуправления, межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся.

КОНФЛИКТ

Объективное социально-психологическое явление, обусловленное неповторимой индивидуальностью каждого человека, автономностью внутреннего мира личности, закрытой для Другого и открывающейся в общении с этим другим.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач.

ЭТИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Защита человека от посягательства на его достоинство, производимая морально-этическими средствами.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и учащихся в информационно-образовательном пространстве с помощью ИКТ, при котором процессы преподавания и учения разделены в пространстве и во времени.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Неразрывное единство информации, средств её хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Системно-организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования.

КОМПЕТЕНЦИЯ

Способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

ОБУЧЕНИЕ

Активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Внешнее выражение характеристик процесса обучения, включающее элементы структуры, упорядочивания, условий его протекания.

ОТМЕТКА

Условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

ОЦЕНКА

Определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

ПОРТФОЛИО

Структурированный самоотчёт учащегося о собственных учебных достижениях в различных областях за определённый период обучения, выстроенный в соответствии с определёнными образовательными целями.

ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ

Составная часть метода обучения, характеризующая отдельное конкретное действие в совместной деятельности учителя и ученика.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Целенаправленная и совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на решение задач образования и развития личности.

РЕФЛЕКСИЯ

Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогически адаптированный социальный опыт, усвоение которого обеспечивает приобщение человека к культуре.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Объекты, которые обеспечивают результативное протекание учебного процесса

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Упорядоченная совокупность действий учителя и учащихся, с большей долей вероятности приводящая к достижению чётко обозначенной цели.

ТЬЮТОРСТВО

Сопровождение в процессе обучения истории ребёнка (студента), то есть, внимательная поддержка его индивидуального развития