Глоссарий
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
ВОСПИТАНИЕ | Один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогической взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении группой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию |
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ | Совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. |
ЛИЧНОСТЬ | Человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. |
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ | Учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности. |
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ | Свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. |
ОБРАЗОВАНИЕ | Индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование |
ОБУЧЕНИЕ | Два взаимно обусловленных вида деятельности (преподавание и учение), направленные на решение учебных задач (проблем), в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению.
|
ПЕДАГОГИКА | Наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ | Процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ролей, норм поведения в обществе. |
СРЕДА | Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др. |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ | Основополагающая идея или ряд идей, выражающих взгляды автора (или группы) авторов на сущность и содержание воспитательного процесса. |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | Целостный социальный организм, возникающий в процесс взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат (цель – субъекты – деятельность – материальная база – освоенная школьным коллективом среда). |
ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ | Объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором функционируют органы самоуправления, межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов. |
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ | Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. |
КОНФЛИКТ | Объективное социально-психологическое явление, обусловленное неповторимой индивидуальностью каждого человека, автономностью внутреннего мира личности, закрытой для Другого и открывающейся в общении с этим другим. |
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ | Способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. |
ЭТИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА | Защита человека от посягательства на его достоинство, производимая морально-этическими средствами. |
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | Целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и учащихся в информационно-образовательном пространстве с помощью ИКТ, при котором процессы преподавания и учения разделены в пространстве и во времени. |
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО | Неразрывное единство информации, средств её хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования. |
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА | Системно-организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования. |
КОМПЕТЕНЦИЯ | Способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | Способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. |
ОБУЧЕНИЕ | Активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ | Внешнее выражение характеристик процесса обучения, включающее элементы структуры, упорядочивания, условий его протекания. |
ОТМЕТКА | Условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах. |
ОЦЕНКА | Определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. |
ПОРТФОЛИО | Структурированный самоотчёт учащегося о собственных учебных достижениях в различных областях за определённый период обучения, выстроенный в соответствии с определёнными образовательными целями. |
ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ | Составная часть метода обучения, характеризующая отдельное конкретное действие в совместной деятельности учителя и ученика. |
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ | Целенаправленная и совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на решение задач образования и развития личности. |
РЕФЛЕКСИЯ | Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ | Педагогически адаптированный социальный опыт, усвоение которого обеспечивает приобщение человека к культуре. |
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | Объекты, которые обеспечивают результативное протекание учебного процесса |
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ | Упорядоченная совокупность действий учителя и учащихся, с большей долей вероятности приводящая к достижению чётко обозначенной цели. |
ТЬЮТОРСТВО | Сопровождение в процессе обучения истории ребёнка (студента), то есть, внимательная поддержка его индивидуального развития |
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Содержание
- 2.Место дисциплины в структуре ооп.
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины
- 3.1. Принятая структура компетенций «Вклад» кафедры педагогики в формирование ок, опк, пк
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4.2.1. Распределение часов по модулям
- 4.2.2. Распределение часов по дидактическим единицам
- Дидактическая единица «Введение в педагогическую деятельность» Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Распределение часов по темам и видам учебной работы
- Содержание дисциплины Лекции
- Тема 1. Педагогическая деятельность, ее сущность, ценностные характеристики
- Тема 2. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Культура педагога. Авторитет педагога
- Тема 3. Профессиональная компетентность педагога
- Тема 6. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуЗа. Карьера педагога
- Семинарские занятия Семинар 1. Сущность педагогической деятельности
- Рекомендуемая литература
- Семинар 2. Общепрофессиональная и педагогическая культура и авторитет педагога
- Рекомендуемая литература
- Семинар 3. Профессиональная компетентность педагога
- Рекомендуемая литература
- Рекомендуемая литература
- Рекомендуемая литература
- Рекомендуемая литература
- План-график самостоятельной работы студентов
- Задания базовой части самостоятельной работы (16 часов/ 0,44 зе)
- Задания дополнительной самостоятельной работы (на выбор студента в суммарном объёме 14 часов / 0, 39 зе)
- Формирование компетенций в процессе освоения дидактической единицы «Введение в педагогическую деятельность»
- Дидактическая единица «История педагогики и образования» Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- Распределение часов по темам и видам учебной работы Объем дисциплины и виды учебной работы
- Распределение часов по темам и видам учебной работы
- Содержание дисциплины Лекции
- Тема 1. Введение в курс «История педагогики и образования»
- Тема 2. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Развитие школы как социального института
- 5) Педагогическая система я.А. Коменского.
- 6) Теория свободного воспитания ж.Ж. Руссо. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования д.Локка.
- 7) Становление массовой школы в странах Запада и сша в к. XIX века.
- Тема 3. Воспитание и образование в Русском государстве в 10-17 вв.
- 1) Воспитание у восточных славян в VI-IX вв.
- 2) Организация просвещения в Киевской Руси в X-XIII вв.
- 3) Эволюция образования в Русском государстве в XIV-XVII столетиях.
- Тема 4. Развитие школы и педагогики в России в период Нового времени.
- 1) Развитие школы и педагогической мысли в России в XVIII в.
- 2) Реформирование народного образования в России в XIX вв.
- Тема 5. Реформаторская педагогика к. XIX, н.XX вв.
- Тема 6. Развитие педагогической мысли в России в к. XIX, н. XX вв.
- 1) Педагогическая система к.Д. Ушинского.
- 2) Общественная педагогика в России во второй половине XIX в.
- Тема 7. Школа и педагогика в Новейшее время.
- 1) Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами (1918-1939 гг.).
- 2) Развитие школы и педагогики в ссср до Великой Отечественной войны (1918-1945 гг.).
- 3) Школа и педагогика в ссср и за рубежом после Второй мировой войны.
- 4) Инновационные поиски в образовании в конце хх в., начале XXI века. Россия – Запад, процесс интеграции национальных систем образования.
- Семинарские занятия Семинар 1. Образовательные системы древневосточной цивилизации.
- Рекомендуемая литература
- Семинар 2. Философские основания и сущность образовательных систем античности
- Рекомендуемая литература
- Рекомендуемая литература
- Семинар 4. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования д. Локка. Теория свободного воспитания ж.Ж. Руссо.
- Рекомендуемая литература
- Рекомендуемая литература
- Семинар 6. Становление школы и развитие педагогики в России в X-XVIII вв.
- Рекомендуемая литература
- Семинар 7. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины XIX века
- Рекомендуемая литература
- Рекомендуемая литература
- Семинар 9. Инновационные поиски в образовании в конце хх в., начале XXI века. Россия – Запад, анализ последних документов об образовании
- Рекомендуемая литература
- Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- План-график самостоятельной работы студентов
- Задания базовой самостоятельной работы (20 часов / 0,56 зе)
- Задания дополнительной самостоятельной работы (на выбор студента в суммарном объеме 16 часов / 0,44 зе)
- Формирование компетенций в процессе освоения дидактической единицы «История образования и педагогической мысли»
- Дидактическая единица «Общие основы педагогики» Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- Объём дисциплины и виды учебной работы
- Содержание дисциплины Лекции
- Тема 1. Педагогика и современность. Категориальный аппарат педагогики. Система педагогических наук
- Тема 2. Целостный педагогический процесс
- Семинарские занятия Семинар 1. Научные исследования в педагогике
- Рекомендуемая литература
- Семинар 2. Инновации в педагогическом процессе
- Рекомендуемая литература
- Структура и трудоёмкость самостоятельной работы студентов
- План-график самостоятельной работы студентов
- Задание базовой части самостоятельной работы: (10 часов/ 0,28 зе)
- Задания дополнительной самостоятельной работы (на выбор студента в суммарном объёме 8 часов / 0,22 зе)
- Формирование компетенций в процессе освоения дидактической единицы «Общие основы педагогики»
- Дидактическая единица «Теории и технологии воспитания» Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- Объём дисциплины и виды учебной работы
- Распределение часов по темам и видам учебной работы*
- Содержание дисциплины Лекции
- Тема 1. Сущность процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания
- Тема 2. Классические и современные концепции воспитания
- Тема 3. Воспитательные системы и их развитие
- Тема 4. Понятие педагогических технологий, научные основы и классификации. Воспитательные педагогические технологии, их общая характеристика
- Тема 5. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы в классе. Тьютор в современной школе
- Семинарские занятия
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Семинар 5. Методы и приемы воспитания Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Семинар 6. Понятие педагогических технологий, научные основы и классификации. Воспитательные педагогические технологии, их общая характеристика Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Семинар 7. Формы воспитания. Коллективное творческое дело Структура занятия (занятие проводится по одному из направлений воспитания в форме ктд)
- Рекомендуемая литература
- Семинар 8. Планирование воспитательной работы в классе Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Семинар 9. Коллектив как объект и субъект воспитания Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Семинар 10. Самовоспитание как процесс и результат воспитания Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- План-график самостоятельной работы студентов
- Задания базовой части самостоятельной работы (16 часов /0,44 зе)
- Задание дополнительной части самостоятельной работы (по сумме 10 часов /0, 28 зе на выбор студента)
- Формирование компетенций в процессе освоения дидактической единицы «Теории и технологии воспитания»
- Дидактическая единица «Социальная педагогика» Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Распределение часов по темам и видам учебной работы*
- Содержание дисциплины Лекции
- Тема 1. Социальная педагогика. Ее основные категории
- Тема 2. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития
- Семинарские занятия
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- План-график самостоятельной работы студентов
- Задания базовой части самостоятельной работы (10 часов /0,28 зе)
- Задания дополнительной самостоятельной работы ( на выбор студента в суммарном объёме 8 часов /0,22 зе)
- Формирование компетенций в процессе освоения дидактической единицы «Социальная педагогика»
- Дидактическая единица «Теории и технологии обучения» Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- Объём дисциплины и виды учебной работы
- Распределение часов по темам и видам учебной работы*
- Содержание дисциплины Лекции
- Тема 1. Сущность процесса обучения. Категориальный аппарат дидактики.
- Тема 2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
- Тема 3. Методы и средства обучения
- Тема 4. Современные дидактические концепции
- Тема 5. Понятие педагогических технологий. Научные основы педагогических технологий. Основные качества современных педагогических технологий
- Тема 6. Общая характеристика современных технологий обучения
- Семинарские занятия
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Семинар 3. Методы и средства обучения. Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- План-график самостоятельной работы студентов
- Задания базовой срс (20 часов /0,56 зе)
- Задания дополнительной срс (на выбор студента в суммарном объеме 16 часов /0,44 зе)
- Формирование компетенций в процессе освоения дидактической единицы «Теории и технологии обучения»
- Дидактическая единица «Основы управления педагогическими системами» Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Распределение часов по темам и видам учебной работы*
- Содержание дисциплины Лекции
- Тема 1. Понятие управление и «педагогический менеджмент» Функции и принципы управления педагогическими системами
- Тема 2. Система законодательства рф в области образования. Правовой статус участников образовательных отношений
- Семинарские занятия
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Структура занятия
- Рекомендуемая литература
- Структура и трудоёмкость самостоятельной работы студентов
- План-график самостоятельной работы студентов
- Задания базовой части самостоятельной работы (16 часов /0,44 зе)
- Задания дополнительной части самостоятельной работы (на выбор студента в суммарном объёме 14 часов /0,39 зе)
- Формирование компетенций в процессе освоения дидактической единицы «Управление образовательными системами»
- Глоссарий