logo search
онтогенез речевой деятельности

@Ключ к тесту Психологическая периодизация речевого развития в норме. Её принципы. Этапы нормального речевого онтогенеза у ребенка. Терминологический словарь.

1) Гуление — разновидность предречевых вокализаций ребенка первых месяцев жизни, к которой относятся протяжные негромкие певучие звуки или слоги: "а-а-а-а", "га-а", "гу-у-у", "а-гу" и т. п. Обычно появляется в конце первого — начале второго месяца жизни и отмечается вплоть до возникновения лепета (примерно до шести-семи месяцев).

2) Лепет — разновидность предречевых вокализаций ребенка, появляющаяся в конце первого — начале второго полугодия жизни. Представляет собой разнообразные сочетания повторяющихся слогов или отдельные слоги типа "та-та-та", "ба", "ма" и т. п. Используются ребенком для называния предметов, выражения своих желаний, требований, сопровождают предметно-манипулятивную деятельность, часто наблюдаются как "игра" ребенка с голосовыми звуками. Л. младенца активизируется в ответ на обращенную к ребенку речь взрослого (так наз. ответный Л.). В конце первого года жизни отмечается "лепетное говорение" — Л., интонационно имитирующий целую фразу или несколько фраз в подражание речи взрослых. "Лепетное говорение" — предвестник появления активной речи; в отличие от других предречевых вокализаций, Л. может иметь диагностическое значение, так как отсутствует у умственно отсталых детей. У глухих детей наблюдается спонтанный Л., но отсутствует ответный.

3) Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

4) Активный словарный запас - запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.

5) Пассивный словарный запас - включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного словарного запаса в несколько раз.

6) Речь - речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания.

7) Регулирующая и программирующая функции речи — функции речи, определяющие эффективность развития произвольной регуляции деятельности. В процессе возрастного развития изменяются от необходимой внешней речевой инструкции, регулирующей деятельность, до внутренней речи (интериоризации), обеспечивающей регуляцию деятельности, мышления.