logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости

Недостатки психофизического развития, связанные с органическими нарушениями нервной и других систем организма

Дефекты органов чувств.

Слабое здоровье, соматическая ослабленность.

Особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение.

Минимальная мозговая дисфункция.

Леворукость.

Психопатологические отклонения

Недостатки психического развития личности и поведения, связанные с неблагоприятными условиями развития в основном здорового ребенка (временное

отклонение от нормы)

Недостатки развития психических процессов, прежде всего

мышления, познавательной деятельности.

Слабое развитие эмоционально-волевой сферы личности.

Отсутствие или слабое развитие познавательных потребностей, интересов, положительных учебных мотивов.

Неверие ученика в собственные силы, низкая самооценка.

Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности (например, сила и подвижность нервной системы).

Повышенный уровень тревожности

Недостатки, связанные

с низким уровнем воспи-

танности личности

Недостатки в развитии направленности личности ученика, его ценностных ориентации и отношений, в том числе к учителям, коллективу, семье и другим (наличие конфликтов во взаи­моотношениях).

Недостаточное развитие нравственных качеств личности, необходимых для успешной учебной деятельности (ответ­ственность, трудолюбие, аккуратность и т. п.).

Повышенный конформизм (подчинение нормам поведения группы сверстников в противовес собственным устремлениям)

Недостатки, связанные

с низким уровнем обученности личности

Недостаточная готовность ребенка к школьному обучению

(отсутствие необходимых знаний, умений, привычек).

Пробелы в знаниях и специальных умениях.

Несформированность приемов учебной деятельности

Основные внешние (объективные) причины неуспеваемости

Недостатки учебно-воспитательного процесса

Недостатки процесса обучения (содержания, методов, форм, средств, в том числе учебных программ, пособий и т. п.).

Оценка достижений ученика не по его реальному продвижению в учении, а в сравнении с успехами лучших учеников класса

Отсутствие в арсенале педагогов методов, форм и средств дифференцированного обучения, методик обучения нестандартных детей.

Недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.). Недостаточный учет педагогом ведущего канала восприятия информации учащимися (зрительного, слухового, кинестетического, логического)

Недостатки влияния внешкольной среды

Недостатки влияния семьи (неблагополучная семья).

Недостатки влияния групп сверстников.

Недостатки влияния социокультурного и производственного окружения;

Негативное влияние СМИ, в том числе телевидения и Интернета

Нередко учителя объясняют основную причину неуспеваемости недостатком воли, отсутствием усердия, прилежания или других качеств учащихся. Отсюда стремление учителей к таким средствам «профилактики» и «педагогической помощи», как вызов родителей, порицание и другие формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства не устраняют реальных причин неуспеваемости, а потому малоэффективны и даже вредны.