logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью

Коррекционно-педагогической деятельностью занимаются все категории педагогических работников образовательных учреждений. Учитель (классный руководитель) является основным субъектом коррекционно-педагогической деятельности. Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности - интегративное качество личности учителя, включающее знание основ коррекционной педагогики; умения осуществлять коррекцию познавательных возможностей ребенка, его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, поведения; профессионально- личностные свойства педагога, необходимые для эффективной реализации данного вида педагогической деятельности.

Научные исследования и педагогическая практика показывают, что немалая часть учителей затрудняется в осуществлении коррекционной работы с педагогически запущенными, испытывающими социальную (школьную) дезадаптацию, неуспевающими учащимися. Вместе с тем даже при наличии у учителя (классного руководителя) готовности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности он не в состоянии самостоятельно решить весь комплекс проблем, возникающих при ее осуществлении (проблемы девиантного поведения, неуспеваемости, отклонений в развитии детей и подростков и др.). Для этого ему необходимо наладить взаимодействие со специалистами, родителями учащихся и другими субъектами коррекционного педагогического процесса.

Для разрешения актуальных проблем воспитания детей и учащейся молодежи на основе «Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» (2006) в учреждениях образования создается социально-педагогическая и психологическая служба (СППС). Основными специалистами службы являются социальный педагог и педагог-психолог. По усмотрению руководителя учреждения в ее состав могут быть включены педагог-дефектолог, педагог-организатор, медицинский работник, методист и др. В соответствии с вышеназванным Положением выделим приоритетные направления работы СППС учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования.

Приоритетные направления работы СППС учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования

В начальной школе — определение готовности детей к обучению, содействие в школьной адаптации; предупреждение отклонений в развитии и поведении учащихся; развитие самостоятельности и самоорганизации, способностей и склонностей учащихся

В базовой школе — обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения и вредных привычек; поддержка талантливых школьников

В старших классах средней школы — оказание помощи учащимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка их в решении проблем самопознания, достижения личной идентичности, развитии психосоциальной компетентности

Важнейшими направлениями деятельности СППС являются профилактика и просве­щение: развитие правовой, психолого-педагогической осведомленности учащихся, роди­телей, социально-педагогической культуры учителей и воспитателей. Основным содер­жанием просветительской работы СППС для педагогов школы должно стать проведение психологического всеобуча, обучение приемам интерактивного взаимодействия с учени­ками и родителями, оказание методической помощи в осуществлении педагогического диагностирования. Просветительская работа педагога-психолога и социального педагога осуществляется в ходе заседаний педагогического совета, родительских собраний, класс­ных часов и заседаний методических объединений с использованием интерактивных ме­тодов. Сферу деятельности социального педагога и педагога-психолога в образовательных учреждениях различного типа составляют: ребенок, детский (ученический) и педагогический коллективы; дети-инвалиды, сироты, одаренные дети; молодежь, составляющая группу «социального риска», их семьи; семья и семейно-соседская общность; детские и молодежные формирования и объединения; социум, окружающий ребенка, семью, образовательное учреждение. Функциональные обязанности, основные направления работы специалистов, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью

Специа­листы

Основные направления работы

Социальный педагог

С помощью методов диагностики исследует социум, окружающий ребенка.

его семью, образовательное учреждение, стремясь точно определить его «социальный диагноз»; исследует взаимоотношения, которые складываются в классном, общешкольном коллективе, группе, объединении; содействует организации в них воспитательного процесса, социально значимой деятельности, развивая самоуправленческие начала; устанавливает и помогает решать социальные, эмоциональные проблемы в этих коллективах, которые являются помехой в обучении, посещаемости, общении, проявлении личностной позиции в коллективе; помогает членам коллектива корректировать отношения с окружающими, изменять поведение, познать самих себя.

Консультирует педагогов, помогает им понять ребенка и проблемы детских коллективов, найти пути их разрешения; информирует и обсуждает с педагогами проблемы конкретного ребенка, состояние его здоровья, сферу его интересов склонностей и способностей, условия семейной жизни и воспитания.

Исследует семейный социум: материальные, экономические, бытовые, духовные, воспитательные и иные условия жизни семьи; работает с семьями,

имеющими кризисные ситуации, конфликты, нуждающимися в социальной помощи и поддержке (неполными, многодетными, малообеспеченными, молодыми семьями); помогает семье в расширении знаний о своих детях, их развитии, поведении, содействует процессу семейного воспитания; заботится о благополучии ребенка в семье, вмешивается в семейные отношения в случаях жестокого обращения с ребенком, нарушения его прав и интересов, вносит предложения о лишении прав родителей на ребенка; способствует укреплению семейных отношений, согласовывает действия образовательного учреждения и семьи в интересах ребенка, находит пути включения родителей в совместную воспитательную деятельность.

Организует социально-педагогическую работу в образовательных учреждениях с детьми-инвалидами, сиротами, группами «социального риска» (детей и молодежи, которые склонны к алкоголизму, наркомании, проституции, суицидальным действиям и поступкам или имеют отклонения в поведении) и их семьями; анализирует условия их жизни, семейную обстановку, состояние здоровья, сферу общения, способности; выявляет социально-педагогические проблемы, волнующие детей и их семьи; направляет свои действия на объединение усилий всех тех, кто профессионально может помочь данным категориям лиц решить материальные и социальные проблемы; оказывает помощь в восстановлении контактов ребенка-инвалида с внешним миром,

способствует расширению круга его общения, восстановлению, по возможности, его способности к полновесному социальному функционированию в окружающей среде через включение в процесс обучения, занятия трудовой, художественно-творческой деятельностью, профессиональную подготовку, трудоустройство, организацию сферы их досуга, отдыха; осуществляет коррекционную работу, помогает родителям или лицам, которые за ним ухаживают, овладеть также ее методами; заботится о материальном и социальном обеспечении, жизнеустройстве детей сирот, расширяет сферу их позитивного общения, обучает вопросам самостоятельной жизни, способствует организации их отдыха, лечения, оздоровления, трудоустройства, психокоррекции и других видов социальной помощи

Педагог-психолог

Направляет свои усилия на обеспечение успешной социализации, сохра­нение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии и поведении, психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, процесса профессионального становления и жизненного самоопределения, создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, группах и педагогическом коллективе.

Определяет готовность к обучению и обеспечивает адаптацию ребенка к школе, в том числе, при переходе в среднее звено школы; ведет работу по предупреждению и коррекции отклонений учащихся в развитии и поведении, формирование у них эмоционально позитивного отношения к учению; содействует формированию благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; оказывает помощь учащимся в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, в сохранении психофизического здоровья; ведет работу по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике девиантного поведения, вредных привычек, поддержке талантливых школьников.

Активно сотрудничает с классными руководителями, осуществляет анализ

соответствия внеклассных мероприятий поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным особенностям учащихся и ситуации их социального развития; использует классные часы для проведения совместных с классными руководителями мероприятий профилактического и просветительского характера (психологические и деловые игры, психологические акции и т. п.).

Оказывает необходимую помощь педагогическим коллективам учреждений образования в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития учащихся, индивидуального подхода к ним, а также родителям или лицам, их заменяющим, в решении проблем воспитания детей.

Соблюдает в своей деятельности определенные этические нормы, руковод­ствуясь принципом «не навреди»: принимает решения и ведет работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, достоинству детей, учащихся, родителей, педагогов

Педагог-дефектолог

Оказывает квалифицированную педагогическую помощь ребенку с особыми образовательными потребностями, работая в составе СППС учреждений образования, в специальных образовательных учреждениях, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, пунктах коррекционно-педагогической помощи, в детских домах и школах-интернатах, а также осуществляя домашнее обучение и воспитание.

Содействует средствами специального образования социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями жизне­деятельности и особенностями развития.

Осуществляет педагогическую диагностику и консультирование, профилактическую работу, участвует в оказании психологической или психотерапевтической помощи, педагогическом просвещении, образовательной и социально-педагогической деятельности.

Для реализации этих направлений работы педагогу-дефектологу необходим комплекс коррекционных умений: увидеть отклонения в развитии ребенка и поставить предварительный педагогический диагноз; провести педагогическую диагностику отклонения, осуществить прогноз пути дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий; предупредить возникновение вторичных отклонений и дефектов; учитывать в учебно-воспитательном процессе характерные для тех или иных категорий детей возможности и факторы компенсации, используя их в коррекционной работе; отбирать и применять методы, формы, средства обучения, воспитания, диагностики, коррекции, компенсации и др.