Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью
Коррекционно-педагогической деятельностью занимаются все категории педагогических работников образовательных учреждений. Учитель (классный руководитель) является основным субъектом коррекционно-педагогической деятельности. Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности -— интегративное качество личности учителя, включающее знание основ коррекционной педагогики; умения осуществлять коррекцию познавательных возможностей ребенка, его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, поведения; профессионально- личностные свойства педагога, необходимые для эффективной реализации данного вида педагогической деятельности.
Научные исследования и педагогическая практика показывают, что немалая часть учителей затрудняется в осуществлении коррекционной работы с педагогически запущенными, испытывающими социальную (школьную) дезадаптацию, неуспевающими учащимися. Вместе с тем даже при наличии у учителя (классного руководителя) готовности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности он не в состоянии самостоятельно решить весь комплекс проблем, возникающих при ее осуществлении (проблемы девиантного поведения, неуспеваемости, отклонений в развитии детей и подростков и др.). Для этого ему необходимо наладить взаимодействие со специалистами, родителями учащихся и другими субъектами коррекционного педагогического процесса.
Для разрешения актуальных проблем воспитания детей и учащейся молодежи на основе «Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» (2006) в учреждениях образования создается социально-педагогическая и психологическая служба (СППС). Основными специалистами службы являются социальный педагог и педагог-психолог. По усмотрению руководителя учреждения в ее состав могут быть включены педагог-дефектолог, педагог-организатор, медицинский работник, методист и др. В соответствии с вышеназванным Положением выделим приоритетные направления работы СППС учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования.
Приоритетные направления работы СППС учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования
В начальной школе — определение готовности детей к обучению, содействие в школьной адаптации; предупреждение отклонений в развитии и поведении учащихся; развитие самостоятельности и самоорганизации, способностей и склонностей учащихся |
В базовой школе — обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения и вредных привычек; поддержка талантливых школьников |
В старших классах средней школы — оказание помощи учащимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка их в решении проблем самопознания, достижения личной идентичности, развитии психосоциальной компетентности |
Важнейшими направлениями деятельности СППС являются профилактика и просвещение: развитие правовой, психолого-педагогической осведомленности учащихся, родителей, социально-педагогической культуры учителей и воспитателей. Основным содержанием просветительской работы СППС для педагогов школы должно стать проведение психологического всеобуча, обучение приемам интерактивного взаимодействия с учениками и родителями, оказание методической помощи в осуществлении педагогического диагностирования. Просветительская работа педагога-психолога и социального педагога осуществляется в ходе заседаний педагогического совета, родительских собраний, классных часов и заседаний методических объединений с использованием интерактивных методов. Сферу деятельности социального педагога и педагога-психолога в образовательных учреждениях различного типа составляют: ребенок, детский (ученический) и педагогический коллективы; дети-инвалиды, сироты, одаренные дети; молодежь, составляющая группу «социального риска», их семьи; семья и семейно-соседская общность; детские и молодежные формирования и объединения; социум, окружающий ребенка, семью, образовательное учреждение. Функциональные обязанности, основные направления работы специалистов, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью
Специалисты | Основные направления работы |
Социальный педагог | С помощью методов диагностики исследует социум, окружающий ребенка. его семью, образовательное учреждение, стремясь точно определить его «социальный диагноз»; исследует взаимоотношения, которые складываются в классном, общешкольном коллективе, группе, объединении; содействует организации в них воспитательного процесса, социально значимой деятельности, развивая самоуправленческие начала; устанавливает и помогает решать социальные, эмоциональные проблемы в этих коллективах, которые являются помехой в обучении, посещаемости, общении, проявлении личностной позиции в коллективе; помогает членам коллектива корректировать отношения с окружающими, изменять поведение, познать самих себя. Консультирует педагогов, помогает им понять ребенка и проблемы детских коллективов, найти пути их разрешения; информирует и обсуждает с педагогами проблемы конкретного ребенка, состояние его здоровья, сферу его интересов склонностей и способностей, условия семейной жизни и воспитания. Исследует семейный социум: материальные, экономические, бытовые, духовные, воспитательные и иные условия жизни семьи; работает с семьями, имеющими кризисные ситуации, конфликты, нуждающимися в социальной помощи и поддержке (неполными, многодетными, малообеспеченными, молодыми семьями); помогает семье в расширении знаний о своих детях, их развитии, поведении, содействует процессу семейного воспитания; заботится о благополучии ребенка в семье, вмешивается в семейные отношения в случаях жестокого обращения с ребенком, нарушения его прав и интересов, вносит предложения о лишении прав родителей на ребенка; способствует укреплению семейных отношений, согласовывает действия образовательного учреждения и семьи в интересах ребенка, находит пути включения родителей в совместную воспитательную деятельность. Организует социально-педагогическую работу в образовательных учреждениях с детьми-инвалидами, сиротами, группами «социального риска» (детей и молодежи, которые склонны к алкоголизму, наркомании, проституции, суицидальным действиям и поступкам или имеют отклонения в поведении) и их семьями; анализирует условия их жизни, семейную обстановку, состояние здоровья, сферу общения, способности; выявляет социально-педагогические проблемы, волнующие детей и их семьи; направляет свои действия на объединение усилий всех тех, кто профессионально может помочь данным категориям лиц решить материальные и социальные проблемы; оказывает помощь в восстановлении контактов ребенка-инвалида с внешним миром, способствует расширению круга его общения, восстановлению, по возможности, его способности к полновесному социальному функционированию в окружающей среде через включение в процесс обучения, занятия трудовой, художественно-творческой деятельностью, профессиональную подготовку, трудоустройство, организацию сферы их досуга, отдыха; осуществляет коррекционную работу, помогает родителям или лицам, которые за ним ухаживают, овладеть также ее методами; заботится о материальном и социальном обеспечении, жизнеустройстве детей сирот, расширяет сферу их позитивного общения, обучает вопросам самостоятельной жизни, способствует организации их отдыха, лечения, оздоровления, трудоустройства, психокоррекции и других видов социальной помощи |
Педагог-психолог | Направляет свои усилия на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии и поведении, психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, процесса профессионального становления и жизненного самоопределения, создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, группах и педагогическом коллективе. Определяет готовность к обучению и обеспечивает адаптацию ребенка к школе, в том числе, при переходе в среднее звено школы; ведет работу по предупреждению и коррекции отклонений учащихся в развитии и поведении, формирование у них эмоционально позитивного отношения к учению; содействует формированию благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; оказывает помощь учащимся в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, в сохранении психофизического здоровья; ведет работу по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике девиантного поведения, вредных привычек, поддержке талантливых школьников. Активно сотрудничает с классными руководителями, осуществляет анализ соответствия внеклассных мероприятий поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным особенностям учащихся и ситуации их социального развития; использует классные часы для проведения совместных с классными руководителями мероприятий профилактического и просветительского характера (психологические и деловые игры, психологические акции и т. п.). Оказывает необходимую помощь педагогическим коллективам учреждений образования в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития учащихся, индивидуального подхода к ним, а также родителям или лицам, их заменяющим, в решении проблем воспитания детей. Соблюдает в своей деятельности определенные этические нормы, руководствуясь принципом «не навреди»: принимает решения и ведет работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, достоинству детей, учащихся, родителей, педагогов |
Педагог-дефектолог | Оказывает квалифицированную педагогическую помощь ребенку с особыми образовательными потребностями, работая в составе СППС учреждений образования, в специальных образовательных учреждениях, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, пунктах коррекционно-педагогической помощи, в детских домах и школах-интернатах, а также осуществляя домашнее обучение и воспитание. Содействует средствами специального образования социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и особенностями развития. Осуществляет педагогическую диагностику и консультирование, профилактическую работу, участвует в оказании психологической или психотерапевтической помощи, педагогическом просвещении, образовательной и социально-педагогической деятельности. Для реализации этих направлений работы педагогу-дефектологу необходим комплекс коррекционных умений: увидеть отклонения в развитии ребенка и поставить предварительный педагогический диагноз; провести педагогическую диагностику отклонения, осуществить прогноз пути дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий; предупредить возникновение вторичных отклонений и дефектов; учитывать в учебно-воспитательном процессе характерные для тех или иных категорий детей возможности и факторы компенсации, используя их в коррекционной работе; отбирать и применять методы, формы, средства обучения, воспитания, диагностики, коррекции, компенсации и др. |
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью