logo search

«Наука есть самотворчество разума».

Основные работы: Феноменология духа, Система нравственности, Философская пропедевтика, Энциклопедия философских наук.

Отстаивал идеал целостного форми­рования индивида в контексте культуры человечества.

Развивал системный и историчес­кий подход к проблемам воспитания и обучения.

Стремился к формированию образо­ванного гражданина как свободного чле­на общества.

Противостоял элитарным концепци­ям образования.

Человек не обладает инстинктивно тем, чем он должен быть, ему надле­жит это обрести.

Цель воспитания — «сделать чело­века самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей», пробу­дить к жизни самостоятельный разум уче­ников и их нравственность. Это возмож­но, если связывать обучение и воспита­ние с приобретением личного опыта.

Главная идея — о самопорождении че­ловека в процессе его собственной дея­тельности.

Среди культивируемых воспитанием способностей две наиболее важные — нравственность и разум.

Выделял две стороны воспитания: обучение и дисциплина. Если не воспи­тывать в детях чувство подчинения, вызы­вающее стремление стать взрослыми, в них развивается дерзость и нескром­ность. Послушание есть начало мудрос­ти. При этом дисциплина не должна по­давлять «Я» ребенка, ее назначение — развивать способность ребенка к рефлек­сии. Надо формировать чувство собствен­ного достоинства у детей.

Предлагал законы воспитания: бод­рость как необходимый фон воспита­ния; профилактика чувства несовершен­ства; тренировка этического; согласо­ванность формируемых нравственных навыков и убеждений с обычаями окру­жающих людей; поддержка воспитате­лем доверия воспитанника к самому себе, веры в себя; самостоятельное «открытие» индивидом этических зако­нов и полное их уяснение для себя.

Не возражал против наказаний.

Цель обучения — формирование са­мостоятельного мышления. Образование для Гегеля имеет глубокое социально-фи­лософское значение. Большое место в образовании должна занимать филосо­фия, включающая философию объектив­ного духа (учение о праве, морали и рели­гии), психологию и логику; философию природы и философию духа.

Выделял существенные пед. особен­ности сократического метода обучения и воспитания — от известного — через осоз­нание недостаточности имеющегося зна­ния к научному достоверному понима­нию сути дела.

Обязанность воспитания детей — обязанность семьи и государства. Все начинается с семьи. Она должна создать, воспитать человека, нужного обществу, го­сударству, миру. В первые годы особенно важно материнское воспитание, ибо нрав­ственность должна быть укоренена в ре­бенке как чувство. В семье ребенок це­нится как непосредственная «единич­ность», индивидуальность. В школе ребен­ка оценивают в соответствии с общим идеалом.

Предлагал участие церкви в обра­зовании и воспитании детей. Религия дает в форме чувственных и сверхчув­ственных образов целостное миросозер­цание. Одновременно подвергал церковь резкой критике как политический и вос­питательный институт. Считал необходи­мым отделение церкви от школы, светс­кое воспитание и свободу совести, но не ставил под сомнение религиозности как таковой и религиозного воспитания.

Все государственные учреждения вместе с обычаями, традициями и нрава­ми имеют образовательную функцию.

Важнейшим воспитательным учреж­дением Гегель считал гимназию.

Учитель должен выполнять свою ра­боту не только по обязанности, но и с удо­вольствием.

87