logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних

Коррекционно-воспитательная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса, направленная на изменение эмоционально-волевой сферы ребенка, его отношений к себе и окружающему миру, личностных качеств и привычек поведения. Целью коррекционно-воспитательной работы является преодоление негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование противоположных им положительных социально значимых качеств. В коррекционной работе педагога с детьми и подростками, склонными к девиантному поведению, выделяют следующие этапы.

Этапы коррекционно-воспитательной работы с детьми, склонными к девиантному поведению

1. Выявление причин отклонений в поведении ребенка, изучение сильных и слабых

сторон его личности

2. Определение цели, задач и методов коррекции поведения подростка

3. Дискредитация, обесценивание форм девиантного поведения и формирование мотивов положительного поведения (например, желания избавиться от недостатков, потребности улучшить личностные качества)

4. Выбор видов деятельности, в которых наиболее успешно формируются необходимые положительные качества, и включение в них подростка

5. Обеспечение благоприятного положения подростка в системе межличностных отношений (осуществляется одновременно с предыдущим этапом)

6. Закрепление формируемых качеств через упражнение в естественных условиях, через специально организованный тренинг или одобрение положительных изменений

7. Формирование у воспитуемого в ходе всей коррекционной работы рефлексивного отношения к собственному поведению как предпосылке организации его самовоспитания

Для того чтобы внеклассная воспитательная работа обладала необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, она должна быть снабжена как общими методами воспитания (убеждение, беседа, упражнение, пример, поощрение, наказание, переключение, естественных последствий и др.), так и специальными методами.

В коррекционной педагогике выделяют (А.Д. Гонеев, А.И. Кочетов и др.) четыре группы методов коррекции отклоняющегося поведения подростков:

методы разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва», метод «реконструкции» характера);

методы перестройки мотивационной сферы и самосознания (объективное переосмысление своих достоинств и недостатков; переориентировка сознания; переубеждение; прогнозирование отрицательного поведения);

методы перестройки жизненного опыта (предписание, ограничение, переучивание, переключение, регламентация образа жизни);

методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения (поощрение и наказание, соревнование, положительная перспектива). Например, метод «реконструкции» характера включает: выявление положительных качеств воспитанника с целью их развития и углубления; прогнозирование по­ложительного развития личности воспитанника на основе выявленных позитивных тенденций его поведения; восстановление положительных качеств, привычек, которые не были востребованы вследствие неблагоприятных условий жизни подростка; видоизменение тех отрицательных свойств, от которых подросток не желает отказываться; переоценку отрицательных свойств, желание от них избавиться; восстановление такого образа жизни, при котором отрицательные свойства, вредные привычки и т. п. оказываются неприемлемыми.

Широко применяются методы психологической коррекции: суггестивные методики, основанные на самовнушении и внушении; методики, обучающие управлению собой, укреплению своего нервно-психологического здоровья, рефлексии; методики групповой психокоррекции, в том числе разыгрывания ролевых ситуаций; методы арттерапии, социальной терапии, разрешения конфликтов, поведенческого тренинга и т. п. Продуктивными технологиями коррекционно-воспитательной работы являются индивидуальное, групповое, семейное социально-педагогическое консультирование; индивидуальная или групповая психологическая терапия, а также социально-педагогическая поддержка и патронаж.

Все методы и технологии коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения личностного развития и поведения, направлены на развитие у них представлений о себе, своем будущем, формирование ценностных ориентации и нравственных норм, коррекцию самооценки, агрессивности, развитие навыков взаимодействия с другими людьми.

Общая профилактика отклонений в личностном развитии и поведении — система мер по предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии ребенка, а также по созданию социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических условий, максимально благоприятствующих этому развитию. Это работа, направленная на содействие семье в выполнении своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов, по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей школьников, занятости их общественно полезной деятельностью во внеурочное время. Специальная профилактика — мероприятия, включающие психолого-педагогическую поддержку и социально-правовую помощь несовершеннолетним, защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия, негативного влияния асоциальной среды.

Коррекционно-воспитательная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения личностного развития и поведения, предусматривает координацию усилий школы, семьи, воспитательных систем в социуме, государства.