logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Система развивающего обучения л.В. Занкова

Усилия коллектива исследователей под руководством ученого-педагога Л.В. Занкова (1901—1977), созданного в конце 50-х годов XX века, были направлены на разработки системы обучения младших школьников, имеющей целью их общее психическое развитие (ума, воли, чувств). В основу разработанной Л.В. Занковым экспериментальной системы развивающего обучения были положены следующие принципы:

принцип обучения на высоком уровне трудности (соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизация изучаемых

явлений);

принцип ведущей роли теоретических знаний (отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка умений и навыков);

принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом (реализация принципа сопровождается непрерывным повторением и закреплением знаний в новых условиях);

принцип осознания школьниками процесса учения (развитие рефлексии, осознание самого себя как субъекта учения);

принцип работы над общим развитием всех учащихся

Цель системы обучения Л.В. Занкова — представить младшим школьниками общую картину мира на основе наук, литературы, искусства. Идея «развитие — в сотрудничестве» пронизывает методы и формы учебной деятельности школьников, являющейся дидактическим стержнем урока. Ученики не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, выявляют закономерности, делают выводы. Особое внимание уделяется подбору и формулировке заданий и вопросов. Они должны будить самостоятельную мысль учеников, стимулировать коллективный поиск, активизировать механизмы творчества.

Исходя из того, что при усвоении понятия термин сообщается школьниками не в результате изучения соответствующих явлений, а в процессе их изучения, так как служит средством обобщения, Л.В. Занков предложил алгоритм усвоения термина.

1. Термин употребляется учителем, от детей не требуется оперирования термином

2. Выполняются упражнения в подборе частных случаев к общему понятию

3. Предлагаются такие упражнения, выполняя которые учащиеся опознают и выделяют обозначаемые данным термином явления из ряда других

4. Выполняются упражнения, которые по своей структуре представляют подбор общего понятия к частному случаю

5. Термин переводится из пассивного словаря школьников в активный

Учебный материал строится и усваивается школьниками в логике все большей дифференциации знаний, от целого к части. Ученики знакомятся с понятием как с «неоформленным обобщением». Затем это понятие все более дифференцируется, уточняется, конкретизируется при изучении других, новых разделов темы. Материал расположен так, что каждое из предложенных заданий находит свое естественное продолжение в последующих разделах. Возвращение к пройденному есть в то же время продвижение вперед.

Несмотря на эффективность, дидактическая система Л.В. Занкова остается недостаточно востребованной в современной школьной практике.