14. Развивающее обучение (на примере уроков труда).
Развивающее обучение – обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития.
*Вне деятельности нет развития
*Обучение опережает развитие
Основоположники РО: Занков Леонид Владимирович; Эльконин Даниил Борисович, Давыдов Василий Васильевич.
Выготский Лев Семёнович: «Обучение идёт впереди развития (1 шаг в обучении = 100 шагов в развитии)». Одна из первых попыток реализовать его идею была предпринята Л.В. Занковым, который в 50 - 60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы. В то время она не была внедрена в практику. Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ.
Цель РО: общее психическое развитие ребёнка.
Задачи РО:
Условия РО:
Теории РО. Педагогическая теория – результат научной деятельности человека.
Теория содержательного обобщения
(В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин)
Суть: у детей младшего школьного возраста формирование умения учиться связано с развитием психологических новообразований и способностей: основы теоретического сознания и мышления, рефлексия, анализ, планирование. Поэтому основой содержания учебной деятельности в развивающем обучении являются теоретические понятия.
Теория поэтапного формирования умственных действий
(П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)
Любое умственное действие наступает после соответствующей деятельности. Этот процесс проходит несколько этапов: I. Создание схемы ориентационной основы деятельности II. Формирование материальной деятельности (ученики сами выполняют действия). III. Внешняя речь (обобщение в устной или письменной речи). IV. Внутренняя речь (обобщение без вербализации). V. Интериоризация действия (действие становится максимально автоматизированным умственным процессом).
Теория формирования методов мыслительной деятельности
(Л.Н. Ланда)
Научить ученика осознавать свои умственные действия – важнейшая цель педагога.
Теория развивающего обучения
(Л.В. Занков)
Общее развитие ученика – основная цель РО. Принципы РО:
- обучение на высоком уровне сложности;
- быстрый темп изучения программного материала;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание всеми учащимися процесса учения.
Системы РО:
- 11. Педагогические технологии
- 12. Сущность, цели и задачи экологического образования в начальной школе.
- 13. Проблемное обучение.
- 14. Развивающее обучение (на примере уроков труда).
- 15. Педагогические возможности игры (на примере уроков музыки и природоведения).
- 16. Сущность воспитания. Реализация воспитательных целей на уроках изо.
- 17. Методы воспитания.
- 18. Формы воспитания. Организация внеучебной деятельности по музыкальному воспитанию младших школьников.
- 19. Организация детского коллектива.
- 20. Воспитательная система школы.
- 21. Характеристика видов музыкальной деятельности.
- 22. Современные концепции воспитания.
- 23. Содержание и формы работы с семьёй.
- 24. Сущностная характеристика личности.
- 25. Характеристика познавательного интереса. Формирование познавательного интереса на уроках музыки.
- 26. Возрастная периодизация психического развития.
- 27. Адаптация первоклассников к школьному обучению.
- 28. Вариативность современных образовательных программ.
- 29. Характеристика учебной деятельности.
- 30. Педагогическое требование, педагогическая оценка, педагогическое подкрепление. Особенности педагогической оценки на уроке труда.
- 31. Методика изучения основ фонетики в начальной школе.
- 32. Звуковой аналитико-синтетический метод ог в его современном виде.
- 33. Методика изучения графики в начальной школе.
- 34. Сущность орфографического навыка и основные условия его становления.
- 35. Значение, задачи и основные направления работы по развитию речи младших школьников.
- 36. Система изучения морфемного состава слова в начальной школе.
- 37. Система изучения имени существительного в начальной школе.
- 38. Методические основы формирования у учащихся грамматических и словообразовательных понятий.
- 39. Система работы по изучению имени прилагательного в начальной школе.
- 40. Изложение как вид речевого упражнения.
- 41. Проверка знаний, умений и навыков по русскому языку в начальной школе.
- 42. Система изучения темы «Глагол» в начальной школе.
- 43. Типы, структура и требование к уроку русского языка в условиях современной школы.
- 44. Задачи и содержание периода обучения грамоте.
- 45. Сочинение как вид речевого упражнения.
- 46. Развитие устной речи младших школьников на уроках литературного чтения.
- 47. Специфика изучения служебных частей речи в начальной школе.
- 48. Методика работы над предложением и словосочетанием в начальной школе.
- 49. Методика изучения синтаксиса в начальной школе.
- 50. Организация работы с детской книгой в начальной школе и формирование читательской самостоятельности учащихся.
- 51. Формирование навыка чтения у учащихся начальных классах.
- 52. Формирование каллиграфического навыка у учащихся начальных классов.
- 53. Основные этапы работы над художественным произведением на уроках литературного чтения.
- 54. Задачи и содержание добукварного периода обучения грамоте.
- 55. Принципы построение программы по русскому языку в начальной школе. Основные разделы программы, их взаимосвязь.
- 56. Методика начального обучения русскому языку как педагогическая наука, её актуальные проблемы на современном этапе развития школы.
- 57. Работа над лексическим значением слова в процессе изучения художественного произведения.
- 58. Значение, задачи, типы уроков литературного чтения в начальных классах.
- 59. Специфика формирования орфографической зоркости у младших школьников.
- 60. Работа с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе.
- 61. Ознакомление учащихся с геометрическими фигурами.
- 62. Обучение решению простых и составных задач на пропорциональную зависимость между скоростью, временем и расстоянием в нкм.
- 63. Обучение решению простых задач на пропорциональную зависимость между величинами в нкм и составных задач на нахождение 4-го пропорционального.
- 64. Обучение решению составных задач на пропорциональное деление и на нахождение неизвестных по двум разностям.
- 65. Формирование представлений о числовых выражениях в нкм. Методика изучения правил порядка выполнения действий в числовых выражениях.
- 66. Методика изучения равенств и неравенств в нкм. Формирование представлений о выражении с переменной, об уравнении в нкм. Методика обучения решению уравнений.
- 67. Методика обучения решению составных задач в нкм.
- 68. Изучение нумерации чисел от 1 до 10.
- 69. Формирование навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10.
- 70. Методика формирования навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления.
- 71. Методика формирования навыков табличного сложения и вычитания чисел в пределах 20.
- 72. Формирование навыков сложения и вычитания чисел в пределах 100.
- 73. Методика формирования письменных приёмов деления многозначных чисел на двухзначное, трёхзначное число в нкм.
- 74. Подготовительный период в обучении математике первоклассников.
- 75. Методика формирования понятия «больше на», «меньше на», «больше в», «меньше в» у младших школьников. Методика обучения решению задач с этими отношениями.
- 76. Раскрытие конкретного смысла сложения и вычитания в нкм. Обучение решению задач на нахождение суммы и разности.
- 77. Методика изучения связей между компонентами и результатами арифметических действий. Методика обучения решению простых задач на нахождение неизвестных компонентов.
- 78. Знакомство учащихся начальных классов с действием умножения. Методика обучения решению простых задач на конкретный смысл умножения.
- 79. Первоначальное ознакомление учащегося с действием деления. Методика обучения решению простых задач на деление по содержанию и на равные части.
- 80. Методика формирования внетабличного умножения и деления чисел в пределах 100.
- 81. Методика изучения деления с остатком в нкм.
- 82. Методика изучения нумерации многозначных чисел в нкм.
- 83. Методика формирования письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел в нкм.
- 84. Методика формирования письменных приёмов умножения многозначных чисел в нкм.
- 85. Методика формирования письменных приёмов деления многозначных чисел на 1-значное и 2-значное разрядное число.
- 86. Методика изучения долей и дробей в нкм.
- 87. Понятие величины и её измерения. Формирование представлений о массе, единицах её измерения в нкм.
- 88. Формирование представлений о длине предметов и длине отрезков в нкм. Методика обучения измерению длин.
- 89. Формирование представлений о площади и её измерении у учащихся начальных классов.
- 90. Методика изучения нумерации чисел в пределах 100 в нкм.