logo search

Иммануил кант (1724-1804)

«Человек может стать человеком только через воспитание. Он то, что делает из него воспитание». «Человек единственное создание, подлежащее воспитанию».

Родоначальник немецкой классической философии. На педагогические взгля­ды Канта большое влияние оказали идеи Ж.Ж. Руссо и И.Б. Базедова.

Педагогика Канта — педагогика воли. Воспитание должно стать дела­нием, усилием, активностью ребенка, в которых формируется и прояв­ляется воля.

Основные произведения, в которых отражены педагогические воззре­ния: О педагогике, Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие 1765—66, Ответ на вопрос: что такое просвещение? Антропология с прагма­тической точки зрения.

Цель воспитания — вести род человеческий к совершенству, содейство­вать выполнению человеком его назначения, развивать в себе свою чело­веческую природу. Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, т. е. для жизни в новых условиях.

Сущность системы воспитания, по Канту. Всюду надо установить ис­тинные причины и делать их понятными и удобоприемлемыми для де­тей. К воспитанию он подходит с позиций общечеловеческого опыта и идей космополитизма.

Взаимосвязь принуждения и свободы: «Я должен приучить своего питомца переносить ограничения его свободы и, вместе с тем, я должен наставлять его в том, чтобы он умел хорошо ею пользоваться».

Высоты развития человека закладываются в самом раннем возрасте и во многом связаны с правильностью ухода за маленьким ребенком.

Дисциплина — средство уничтожения в человеке его дикости. Надо развивать у детей моральную культуру, которая должна основываться на принципах, рождающихся в самом человеке. Моральная культура форми­рует характер человека, основными чертами являются добровольное по­слушание, правдивость, общительность.

Наказание должно быть нравственным: ребенку, совершившему серьез­ный проступок, можно отказать в любви, уважении — на время, конечно.

Физическое наказание — только как дополнение к нравственному.

Развитие общей культуры ставит перед собой задачу приобрести уме­ния и усовершенствовать их. Физический путь достижения общей культу­ры — упражнения и дисциплина. Моральный путь — активно разбирать­ся самому в известных нормах, основываясь на выработанных принци­пах. Частная культура развивает в ребенке познавательные способности, чувства, воображение, память, устойчивость внимания.

Путь формирования морального характера:

Путь нравственного развития — ежедневный отчет перед самим собой, цель которого состоит в правильном определении ценности своей жизни.

81

Религиозное воспитание необходимо, но начинать нужно не с богосло­вия. Богословие — следствие морали, заложенной в человеке. Надо обу­чать детей морали, обращенной к познанию Бога.

Человек должен работать. Крайне вредно приучать ребенка смотреть на

все как на игру.

Игра — средство развития ребенка.

В юноше надо развивать сознание равенства людей при их гражданском неравенстве, формировать «всемирно-гражданский образ мыслей». В про­цессе воспитания необходимо развивать разум и память. Научить юношу с ранних лет почтительному и уважительному отношению к женщине.