logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Поведенческие отклонения в развитии детей

Агрессивное поведение (агрессия) относится к поведенческим отклонениям, к формам девиантного поведения. Агрессивное поведение — целенаправленной деструктивное (разрушительное) поведение, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т. п. Агрессивность — это состояние, которое характеризуется устойчивым намерением индивида нанести другим людям физический или психотравмирующий вред и сопровождается враждебностью, гневом, ненавистью.

Агрессивность в той или иной степени свойственна всем людям. «Доброкачественная» агрессия (Э. Фромм) является биологической адаптацией, способствующей поддержанию жизни, и возникает как реакция на угрозу. «Злокачественная» агрессия (Э. Фромм) проявляется в деструктивности, жестокости, ее целью является получение удовольствия.

По форме выражения различают: а) физическую агрессию (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта; б) вербальную агрессию — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик и т. п.), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятие и т. п.). По направленности на объект или субъект бывает: а), прямая агрессия — непосредственно направленная против какого-либо объекта (безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение) или субъекта; б) косвенная агрессия — действия опосредованно (окольным путем) направлены на другое лицо (злобные шутки, сплетни и т. п.) или ни на кого не направлены (неупорядоченные взрывы ярости в форме крика, топота ногами, битья кулаками по столу и т. п.); в) аутоагрессия — выражение обвинений или требований самому себе, нанесение себе телесных повреждений или самоубийство.

В коррекционной педагогике выявлены факторы детской агрессивности: 1) врожденная склонность (полагают, что наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии); 2) неблагоприятные условия существования (боль, жара, загрязнение окружающей среды и т. п.); 3) агрессивное поведение окружающих взрослых (родителей, педагогов и др.), поощрение взрослыми агрессивного поведения детей; 4) агрессивные игры; 5) агрессивность и агрессивное поведение группы; 6) массовая культура, в том числе средства массовой информации. В качестве причин агрессивного поведения детей и подростков также называют (И.П. Подласый и др.): естественную реакцию ребенка на унижение его достоинства (насмешки, издевательства и т. п.); ограничение свободы и самостоятельности, чрезмерная опека, подавление инициативы ребенка взрослыми; соперничество между детьми с целью добиться превосходства; проявление комплекса неполноценности, стремление доказать другим свое преимущество; результат депривации и фрустрации (с помощью агрессии ребенок пытается освободиться от переживания своих неудач, отомстить за них другим людям); выраженную направленность на других (экстраверсия) как черту характера.

Детская агрессия устраняется, если правильно установлены и устранены породившие ее причины. Нередко при этом требуются консультации специалистов (врачей, психологов и др.). Педагог может распознать агрессивность по следующим признакам: упрямство, постоянные возражения, отказы от поручений, игнорирование просьб учителя; драчливость; длительная или постоянная подавленность, раздраженность; беспричинные вспышки гнева, озлобленность; жестокое обращение с животными; стремление оскорбить, унизить; властность, стремление настоять на своем; эгоцентризм, неспособность понять другого; эмоциональная глухота, душевная черствость; самоуверенность, завышенная самооценка. Специалисты советуют педагогам и родителям в общении с детьми с повышенной агрессивностью быть сдержанными и терпеливыми. Наказывать агрессивных детей, применять слишком суровые наказания — пустая трата времени и сил. Важно поставить ребенка, склонного к агрессии, в такие условия, в которых нежелательное поведение не приветствуется (игнорируется), а нормальное (неагрессивное) поощряется. Необходимо обучить таких детей эффективным методикам снятия эмоциональной напряженности, замещения агрессивных переживаний, а также переключить их активность в конструктивное русло, опираясь на их склонности, способности, интересы.