logo search
teksty_k_seminaram_i_ksr

Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала

Логическая структура содержания обучения на уровне учебного предмета и учебного материала определяется не только логикой науки, но и совокупностью целей, принципов обучения, а также особенностями учебно-познавательной деятельности. В содержании обучения реализуются принципы системности и оптимальности; в нем должны быть представлены не только знания, но и способы рационального овладения знаниями. Эти идеи находят свое воплощение в технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, теоретически обоснованной академиком РАО П.М. Эрдниевым. Основные понятия этой теории — «дидактическая единица» (совокупность взаимосвязанных вопросов или групп задач, рассматриваемых в рамках одного урока) и укрупненная дидактическая единица (УДЕ). УДЕ — локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

Технология обучения на основе укрупнения дидактических единиц — это технология, в рамках которой осуществляется реконструирование учебного материала посредством создания информационных (дидактических) единиц, включающих систему логически взаимосвязанных понятий. Целевые ориентации данной технологии — формирование у обучаемых целостных, глубоких, прочных знаний и умений по предмету (по математике); психическое развитие учащихся; создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.

Обучение, согласно концепции П.М. Эрдниева, строится по схеме: усвоение недифференцированного целого в его первом приближении; выделение в целом эле­ментов и их взаимосвязей; формирование на основе усвоенных компонентов и их взаи­мосвязей более совершенного и точного целостного образа. Укрупнение дидактических единиц достигается разными способами. Широко применяются упражнения-триады и многокомпонентные задания.

УПРАЖНЕНИЕ-ТРИАДА

Решение исходной задачи

Решение обратной задачи

Осуществление обобщения

МНОГОКОМПОНЕНТНОЕ ЗАДАНИЕ

(образуется из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некоторую целостность частей)

Решение обычной (готовой) задачи

Составление обратной задачи и ее решение

Составление аналогичной (по формуле, уравнению и т. п.) задачи и ее решение

Составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей

Составление и решение задачи, обобщенной по отношению к исходной задаче

Значение данной технологии состоит и в том, что ее реализация в учебном процессе с одновременным введением в содержание образования обобщающих понятий дает возможность овладеть большим объемом информации в сконцентрированном виде. В качестве побочного положительного эффекта наблюдается экономия времени при изучении учебного материала.

Идея укрупнения дидактических единиц используется также в других педагогических технологиях, например, в интегральной образовательной технологии, в технологиях обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

В качестве примера рассмотрим авторскую технологию обучения педагога-новатора В.Ф. Шаталова, опыт которого стал известен в начале 70-х годов XX века. Дидактическая система В.Ф. Шаталова построена так, чтобы вызывать у учащихся чувство уверенности в своих силах и способностях. Как и другие представители «педагогики сотрудничества», он уделяет первостепенное внимание формированию у школьников познавательных потребностей и интересов, а также ответственности за результаты своей учебно-познавательной деятельности. Это обеспечивается соответствующей системой принципов обучения.

Принципы обучения (по В.Ф. Шаталову)

Ведущая роль теоретических знаний

Систематическая обратная связь

Многократное повторение изучаемого материала

Быстрое продвижение вперед

Гласность успехов каждого

Успех и оптимизм в учении, перспектива роста (открытость перспектив)

Учение без принуждения, бесконфликтность

Целостность (единство обучения и воспитания)

К особенностям дидактической концепции и технологии В.Ф. Шаталова также относятся:

Строго определенная организация учебного процесса, представленная алгоритмом учебной деятельности. С его помощью педагог получает возможность «достаточно жесткого и поэтапного управления познавательной деятельностью школьников» (В.В. Давыдов).

Изучение учебного материала укрупненными единицами (блочное обучение) «опережающее обучение» и обучение быстрым темпом, высокий уровень трудности

Авторские пособия и дидактические средства (опорные сигналы, опорные листы, конспекты, плакаты, плашки решаемых задач и др.).

Применение коллективной формы обучения, игровых методов и т. д.

В.Ф. Шаталов и его ученики используют в процессе обучения «опоры», «опорные сигналы», «опорные конспекты», «опорные плакаты». Опора — ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка Опорный сигнал — ассоциативный символ (знак, слово, схема рисунок), заменяющий некое смысловое значение. Опорный конспект — система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта наглядной схемы, в которой отражаются подлежащие усвоению единицы информации. Опорный плакат — увеличенная копия опорного конспекта используемая учителем при изложении учебного материала. Деятельность учителя по составлению опорного конспекта можно представить в виде алгоритма: 1) изучение главы или раздела учебника; 2) вычленение основных взаимосвязей и взаимозависимостей смысловых частей текста; 3) краткое изложение основных мыслей в том порядке, в котором они представлены в тексте учебника; 4) сокращенная запись на листе бумаги основных положений, изложенных в главе; 5) преобразование сделанных записей в символические, графические и буквенные сигналы; 6) объединение сигналов в смысловые блоки; 7) выделение цветом наиболее значимых элементов.

В процессе изучения теоретического материала каждой учебной темы педагог придерживается строгой последовательности этапов: развернутое объяснение учителя; сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам; изучение учащимися листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных плакатов); работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях; письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке; ответ у доски или прослушивание устных ответов одноклассников.

Изучение учебного материала укрупненными единицами приводит к быстрому темпу его изучения, что дает возможность многократно и вариативно повторять материал, а также использовать «высвободившееся время» для опережающего обучения.

По В.Ф. Шаталову, сначала изучается теоретический материал, а затем отрабатываются практические умения и навыки по его применению в ходе выполнения практических работ и решения задач. В.Ф. Шаталов не задает домашние задания на каждом уроке, а указывает номера задач, которые желательно решить по всей учебной теме. Поэтому планирование домашней работы каждый ученик осуществляет самостоятельно, определяя, какие и сколько задач он решит. В технологии обучения В.Ф. Шаталова применяются разнообразные формы контроля: письменный опрос по опорным конспектам, громкий устный опрос, тихий опрос, магнитофонный опрос, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка. Постоянный внешний контроль сочетается с самоконтролем и самооценкой и поэтапным контролем каждого. Результаты контроля фиксируются в листе учета знаний, в котором каждый ученик может исправить любую свою отметку на более высокую.

Лист учета знаний в технологии обучения В.Ф. Шаталова

п/п

Фами­лия, имя ученика

Отметки за письмен­ные ответы по листам с опорными сигналами

Групповой контроль

Отметки за устные ответы (тихий, магнитофонный опрос)

Задачи

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

Семинар (КСР). Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся

Игровые технологии. Спектр их целевых ориентаций

игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

 развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

 коммуникативную: освоение диалектики общения;

 самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

 игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

 диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

 функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

 межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

 социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Технология современного проектного обучения, ее разновидности

Проектное обучение: понятие, этапы, типы

Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учеником под контролем учителя новых продуктов (товара или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение

Дж. Дьюи В. Х. Килпатрик

- Классификация типов учебных проектов по различным основаниям

По масштабу

По продолжительности

По характеру деятельности участников

По предметной содержательной области

По характеру управления

Групповые

Общешкольные

Региональные

Международные

Краткосрочные

Средней продолжительности

Долгосрочные

Исследовательские

Прикладные

Информационные

Предметные

Межпредметные

Системные

Непосредственные

Сетевые

- Этапы работы учителя и учащихся над проектом

Этапы работы над проектом

Содержание работы на этом этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.

Планирование

Определение источников информации, способов ее сбора, представления результатов, критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение обязанностей

Вырабатывают план действий. Формулирует задачи

Предлагает идеи, высказывает предложения

Исследование

Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Анализ и обобщение

Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов

Анализируют информацию, обобщают результаты

Наблюдает, советует

Представление проекта

Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка ре­зультатов

Коллективное обсуждение и самооценка

Оценивает усилия учащихся, качество источников, вносит предложения по качеству отчета